Где находится тибет?

Достопримечательности Тибета

Если вам удалось приехать в Тибет, но свободным месяцем на осмотр местных достопримечательностей вы обзавестись не сумели, лучше заранее составить себе четкий план — разных достопримечательностей здесь так много, что по прибытии на место просто глаза разбегаются.

Недалеко от Лхасы расположился город Гьянгдзе, сохранивший исконно тибетскую атмосферу благодаря тому, что одним из последних подвергся влиянию Китая. Это третий по величине город Тибета.

Норбулинка, парковый комплекс с летними дворцами Далай Лам — это прекрасное место для неспешных прогулок, раздумий и медитаций. Открыт дворец с утра до полудня. На территории комплекса есть искусственное озеро, а недалеко от дворца находится одноименный зоопарк.

Храм Джоканг, знаменитое место паломничества буддистов, был построен в 7 в. для того, чтобы поместить туда реликвии — изображение Будды Акшобхья и Джово Шакьямуни. Эти реликвии были привезены вместе с приданным двумя женами царя Сонгцэн Гампо, непальской и китайской принцессами. Обе реликвии можно увидеть в храме с 8:00 до 12:00. Перед воротами храма тибетцы выполняют простирания, там же, на площади есть подвал, где горят тысяча свечей. Храм действующий, ежедневно проходят службы.

Кроме того, можно посетить монастырь Сэра и монастырь Дрепунг и совершить ритуальный обход вокруг озера Манасаровар. Высокогорное озеро Ямдрок одно из самых мистических озер Тибета, известно своими волшебными свойствами.

Одним из свойств как раз считается смена цвета воды в озере — сколько бы вы туда не приходили, она всегда будет разной.

Священная гора Кайлас

Еще одна тибетская реликвия природного происхождения — гора Кайлас. Она имеет пирамидальную форму, ее грани направлены практически точно по сторонам света, на вершине находится снежная шапка. На южной стороне горы когда-то появилась вертикальная трещина, которая примерно посередине пересечена горизонтальной, в результате чего вышла фигура, напоминающая свастику. Четыре мировых религии считают Кайлас священным местом. Здесь можно совершить кору — ритуальный обход. Считается, что даже обойдя гору всего раз (а это целых 53 км), человек избавляется от всех жизненных грехов. Время в пути занимает от одного до трех дней, вокруг горы много интересных достопримечательностей, да и вид красивый. И не забудьте загадать желание, перед тем как отправиться в кору.

Кухня Тибета

В Тибете на первом месте всегда находится пища духовная, а уж потом — телесная. Впрочем, голодным здесь все равно никого не оставят. Тибетская еда состоит в основном из овощей и мяса (самое популярное — мясо яка), а количество специй и пряностей минимально, только соль, лук и чеснок. Самые популярные блюда тибетской кухни — это сосиски из баранины и вяленая говядина.

Жители Тибета практически не едят сладкое и фрукты, единственная сладость, которую здесь реально найти — это хворост с медом. К алкоголю тибетцы тоже относятся довольно прохладно, ведь он не сочетается с молитвой. Но некрепкое рисовое вино здесь купить все же можно.

Чай, к слову, в Тибете часто предпочитают пить с маслом и солью.

В крупных городах Тибета и некоторых гостиницах, где туристы часто останавливаются на обед, выбор блюд обычно довольно разнообразен. В других же местах все, как правило, устроено куда более аскетично — меню зачастую ограничивается момо и тукпой. Момо похожи на пельмени с начинкой из мяса или овощей, а тукпа — суп-лапша с мясом или овощами. Есть также блюда из риса и вермишели.

Кстати, кто такой далай-лама?

Далай-лама XIV. Тибет, 1939 год བོད་ཀྱི་འགྲེམས་སྟོན་ཁང་།་ (Музей Тибета, Дармсала)

Далай-лама ― духовный лидер тибетцев. Нынешнего, четырна­дцатого далай-ламу зовут Тензин Гьяцо: он тибетец и родился на северо-востоке, в районе Амдо, в простой крестьянской семье. Буддисты верят, что, умирая, люди перерождаются в других людей или животных, но не помнят о своих прежних рождениях.

А вот святые люди являются реинкарнациями божеств и великих святых прошлого: например, далай-ламы — реинкарна­ция бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда умирает «живой бог», а именно так в европейской литературе называют буддийских святых, его сподвижники отправляются на поиски мальчика, в которого воплотился умерший. Набор магических (например, особые предзнаменования, сны иерархов) и телесных (например, форма ушей и ногтей) признаков указывает на того или иного младенца. В случае с четырнадцатым далай-ламой все указывало на мальчика из Амдо.

Кто же живет в Тибете: китайцы или тибетцы?

Василий Верещагин. Жители Западного Тибета. 1874–1876 годы Государственная Третьяковская галерея

Тибетцы. Но это не монолитный этнос, а разные локальные группы: амдосцы, кхамба, шерпы, ладакхи и другие. Сегодня на территории Тибета также живут китайцы (преимущественно чиновники и военные), уйгуры (торговцы) и мон­голы (буддийские монахи).

Между собой они связаны чисто функци­онально: китаец начальствует, уйгур продает тыквы, а монгол молится. Межэтниче­ские браки случаются довольно редко. Исследования языка, немногочис­­ленные археологические раскопки, а главное, китайские письмен­ные источники, появившиеся во II веке до нашей эры, показывают, что основу тибетского этноса составили так называемые цяны: они пришли с северо-востока и, сме­шавшись с различными группами индоиранского, тюрко-монгольского и австрало-азиатского происхождения, образовали тибетский этнос.

Кто правит Тибетом?

Далай-лама XIV в изгнании в Индии. 1959 год  John Topham / Public domain

Правительство КНР. Оно управляет всеми сторонами жизни — государ­ственной, административной, политической, экономи­ческой, культурной и прочими. Однако также существует так называемое правительство Тибета в изгнании: оно образовалось в 1959 году, после бегства из Тибета четыр­надцатого далай-ламы и последовавших за ним тибетцев.

Цель этого правительства — освобождение Тибета. Одновременно оно занимается вопросами образования и культуры тибетцев, живущих в изгнании. Таких насчитывается около 150 тысяч человек.

Центральный, Южный и Северо-Восточный Тибет

Мимо поезда в Лхасу проносятся бесконечные зеленые луга с яками и антилопами, а горы почти весь путь еле видны в дымке на горизонте. В траве так много воды, что то и дело отражается небо. Утекать ей некуда: под землей скрыта вечная мерзлота, и получается нечто среднее между лугом и болотом. Но постепенно вода все-таки стекает. Сначала прозрачные ручьи сливаются друг с другом, и из них, как из рукава волшебника, появляются великие азиатские реки: Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Салуин и Брахмапутра. Такой ландшафт занимает всю среднюю часть Тибета от Гималаев до Наньшаня. Населенные и всемирно известные места Тибета находятся именно здесь. Хотя населенные — это не значит, что здесь много людей, за городом так и вообще не увидишь.

Гималаи

Высокому плато — высокие границы. Сплошная цепь Гималаев длинной дугой охватывает Тибет с юга. Но великие реки Азии постепенно проточили эту преграду, так что высочайшие горы мира, как ни странно, не являются водоразделом.

Раньше на месте Тибета была просто равнина с небольшими горами. Сравнительно недавно Индостанская плита с юга приблизилась и стала подползать под Евразийскую. От этого Тибет поднялся на заоблачную высоту. Тогда же стали расти и высочайшие горы мира — Гималаи. Это было уже на веку мамонтов. Гималаи увеличиваются до сих пор, порождая землетрясения, горячие источники и выход радона из недр на поверхность.

Дороги в Гималаях в У Цанге, Центральный Тибет / юг Тибетского Автономного Района на карте КНР

Тот, кто видел величественные пики Гималаев со стороны Индии и Непала, не может сдержать удивления, посмотрев на них из Тибета. Горы все еще высокие и льдистые, но как будто многокилометровые подножья с роскошными лесами кто-то спрятал, и остались только холодные вершины. «На следующий день, достигнув вершины перевала, мы с удивлением обнаружили, что никакого спуска нет. Казалось, мы смотрим в бесконечность, и пересечь ее невозможно. Нигде не наблюдалось никаких признаков жизни, только холодный ветер гнал поземку», — описывается перевал через Гималаи в книге «Семь лет в Тибете». Это и в самом деле так воспринимается.

Трансгималаи (Гандисышань)

Горная система, в которой находится Кайлас — священная гора четырех религий, обречена на мировую известность. Трансгималаи — это несколько хребтов к северу от Гималаев, которые вытянуты в том же направлении — с запада на восток. К северу от них — высокие морозные пустыни Чангтана, а к югу, ближе к Гималаям и границе с Непалом — более низкие и населенные места, но даже там жизнь тибетских пастухов трудна и аскетична. Суровый климат не останавливает тысячи паломников, которые приезжают, чтобы совершить кору — ритуальный обход вокруг Кайласа.

Пик Кайласа – горная система Трансгималаи или Гандисышань

Индуисты считают, что на Кайласе живет Шива и с этой горы стекают четыре великие реки. Это некоторое преувеличение: вся вода с вершины Кайласа течет только в Сатледж через озеро Ланга-Цо. Остальные три реки, хотя и проходят относительно близко, берут свое питание с других пиков Трансгималаев.

Хребет Тангла

Снежные вершины шеститысячного хребта Тангла делят Тибет на северную и южную половины. По нему же проходит административная граница между Тибетским Автономным Районом (к югу) и провинцией Цинхай (к северу), и тибетцы по обе стороны хребта настолько различаются, что даже говорят на разных диалектах. Хотя хребет не выглядит очень большим и во многих местах его нетрудно пересечь, именно здесь — высшая точка железной дороги в Лхасу (5231 м), и выше в мире еще нет. Легче всего почувствовать себя в открытом космосе, просто выйдя из машины по дороге в Лхасу на перевале Тангла. Пары минут — достаточно.

NB: Часть этой дороги на Лхасу до хребта Тангла, тогда еще пешей, хорошо описана Н.М. Пржевальским в книге «Путешествия к Лобнору и на Тибет»

Вид на хребет Тангла из окна поезда в Лхасу

Наньшань (Цилянь или Циляньшань) 

На северо-востоке Тибет вроде бы заканчивается обширной пустыней в Цайдамской впадине. Здесь проходил главный путь в Тибет из Китая и Монголии, а сейчас построены шоссе и железная дорога. Но нет, к северу вздымаются еще последние горы Тибета — Наньшань. Они необычно зелены. В них можно увидеть и степи, как в Тибете, и еловые леса. А главное — ландшафты Чжанъе-Данься, которыми эти горы всемирно знамениты. Это естественные почти радужные полосы разноцветных пород, покрывающие десятки километров гор. Чувствуешь себя будто в гигантском калейдоскопе. За Наньшанем — уже равнина.

Поход в горах Циляньшань, Амдо / север провинции Цинхай на карте КНР

В Тибете все буддисты?

Йохан Ниухоф. Четверо мужчин с буддистскими четками. 1665 год Bibliotheek van het Vredespaleis

Не все, но подавляющее большинство. Буддизм — настоящая национальная идея тибетцев и основа их самоидентификации. При этом он неоднороден и состоит из множества локальных традиций.

В европейской литературе их часто называют сектами, но это не совсем правильно: понятие «секта» предполагает существование основного течения и какого-то числа ответвле­ний, тогда как тибетский буддизм и состоит из локаль­ных школ — ньингма, кагью, гелуг и так далее. Школа гелуг возникла в XIV веке и стала невероятно популярна. Она реформировала церковную структуру, религиоз­ные ритуалы, канон, одежду монахов и иерархов. Напри­мер, представители школы гелуг придумали высокие желтые шапки: поэтому школу сначала стали назы­вать желтошапочной, а потом просто желтой.

К ней принадлежат далай-лама и второй по значению крупный иерарх тибетской Церкви панчен-лама. Некоторые тибетцы исповедуют древнюю добуддийскую религию бон. Кроме того, в Тибете есть небольшое количество христиан.

Что древнее — Тибет или Русь?

Янь Либэнь. Император Тайцзун дает аудиенцию Гару, послу короля Тибета, прибывшему для сватовства принцессы Вэньчэн. 641 год По легенде, китайская принцесса Вэньчэн принесла буддизм в Тибет.- 故宫博物院 (Музей императорского дворца, Пекин)

Смотря что имеется в виду. Если взять за точку отсчета принятие мировой религии и формирование государственности, то Ти­бет древнее: буддизм здесь был принят еще в VII веке, тогда же возникла Тибетская империя. На Руси, напомним, государственность началась с призвания варягов в 862 году, а христианство было принято в 988-м. Китайские письменные памятники упоминают прототибетские племена, существовавшие еще до нашей эры. Руси в этом смысле повезло меньше — среди ее соседей не было таких любителей исторических записей, как китайцы.

Слова «Свобода Тибету» немедленно вызывают скандал. Почему?

Участник демонстрации за свободный Тибет. Лондон, 1999 год  Walter G. Allgöwer / Getty Images

Вопрос о политической независимости крупного этноса, имевшего в прошлом опыт самостоя­тельности и собственную государственность, очень болезнен­ный. После бегства в 1959 году нынешний далай-лама получил большую популярность и поддержку в странах Запада.

Именно поэтому на Западе так распространена северная, тибетская ветвь буддизма, а не южная (например, тайская или бирманская). Это объясняет и то, почему вопрос о независимости Тибета часто звучит громче, чем вопрос о независимости курдов, уйгуров или кого-то еще.

Чангтан

Самая большая северо-западная часть «стола» Тибета — Чангтан — покрыта узором из синих озер среди бежевой и терракотовой безжизненной пустыни. Здесь до сих пор нет ни городов, ни людей. Попасть вглубь Чангтана ничуть не легче, чем в Антарктиду. Только одна дорога из Уйгурии в Лхасу (Западно-Тибетское шоссе) пересекает край этой обширной области. Это одно из самых негостеприимных мест на Земле, но тем оно и привлекательно: множество диких животных, которых на плоских до горизонта равнинах легко рассмотреть даже с дороги, и потрясающее и неповторимое небо, какое невозможно забыть никогда.

Куньлунь

Северный край Чангтана (и Тибета) — похожая на обрыв и не менее длинная, чем Гималаи, цепь Куньлуня. Это высокие и очень сухие горы. Люди в них не живут. Поселки и города начинаются уже на равнине в оазисах Уйгурии.

Гора Юйчжу или Соб Гангри – пик в горной системе Куньлунь

Кемпинг на коре вокруг священной горы Амнье Мачен в Амдо / провинция Цинхай на карте КНР

К востоку Куньлунь не понижается, но становится зеленее, и там, где его пересекает железная дорога на Лхасу, он очень живописен, хотя все еще суров. А по южному краю проходит новая автомобильная дорога по югу провинции Цинхай. Географически она уже на высотах Тибета, но попасть сюда во много раз проще, чем в Лхасу. Путешественники-велосипедисты в последние годы используют эту живописную дорогу вместо коридора Хэси, чтобы из Центральной Азии попасть в равнинный Китай.

Восточный Тибет

Края Тибета под собственной огромной тяжестью неминуемо разрушаются. С севера и юга их удерживают Куньлунь и Гималаи, но с востока ничего такого нет, и гигантские блоки медленно откалываются. Сначала это почти незаметно, только появляются гигантские долины великих рек, разделенные высокими хребтами, но ближе к краю вырастает совершенно неописуемый мир, состоящий из разбросанных в беспорядке долин и плато.

На каждом плато находится обособленнная, как будто игрушечная страна — с городами, деревнями, лесами, полями и озерами. Бешеные полноводные реки прокладывают себе пути между ними. Появляются глубочайшие ущелья. До середины ХХ века эти затерянные части были почти обособленными, и до сих пор два соседних плато — рукой подать — могут населять разные народы.

Это самая живописная часть «стола» Тибета — Кхам и Сычуаньские Альпы. Из космоса «звездочки» снега на высочайших хребтах чередуются глубокими лесистыми ущельями.

Сычуаньские Альпы (Сино-Тибетские горы или Хэндуаньшань)

Сычуаньские Альпы называют страной высоких вершин и глубоких ущелий. Это удивительные горы. Казалось бы, до населенных мест — рукой подать, и Земля изучена подробнее некуда, но здесь до сих пор наносят на карту новые вершины. Дело в том, что в Сычуаньских Альпах на востоке Тибета высочайшие пики чередуются крутыми, до трех километров глубиной, непроходимыми долинами. Великие реки Азии здесь сближаются и текут всего в нескольких десятках километров одна от другой.

Гора Сыгунян (тиб. Кулаи) или Гора Четырех Сестер, Нгава, Амдо

Склоны и ледники суровостью похожи на Гималайские. Хотя горы не стоят сплошной стеной и путь через них из Китая в Тибет по расстоянию самый короткий, но он же из-за хаоса непроходимых ущелий — самый сложный и красивый.

Изюминка этих неприступных лабиринтов (за исключением их существования вообще) самое высокое в Азии разнообразие животных и птиц. А чуть южнее в провинции Юньнань — всемирно известные пороги ущелья Прыгающего Тигра, где от одних взглядов (с безопасной площадки!) на клокочущую воду сердце замирает.

Есть ли в Тибете цивилизация?

Тибетский кочевник. 1938 год  Das Bundesarchiv

Тибет стремительно меняется. Несколько десятков лет назад это была страна, где действительно жили как в Средне­вековье. В северных районах кочевали скотоводы, пасшие яков и баранов, как десять веков назад. Жители долины реки Цанпо выращивали просо и овощи, таская воду в деревянных ведрах.

Богатые землевладельцы использовали труд батраков. Товары доставляли на караванах. Была распространена полигамия и полиандрия, то есть много­мужество. Умер­ших расчленяли и отдавали на съедение хищным птицам. Когда в 1904 году англичане совершили военное вторжение в Тибет, им про­тиво­стояли люди, вооруженные луками и стрелами, пращами и пиками, а также заклинаниями и магическими обрядами. Теперь в Лхасе пятизвез­дочные отели. В Тибете прекрасные дороги, до Лхасы можно доехать на поезде.

Здесь есть электро­станции, университеты, издательства. Конечно, в некоторых районах люди живут как в старину. Кроме того, все тибетцы по-прежнему верят в магию и очень религиозны. Впрочем, последнее характерно для многих народов, у которых вера и суеверия прекрасно уживаются с техническим прогрессом.

Анна Цендина