Содержание
- Подготовка к занятию: немного теории и обозначения
- Рекомендации по игре на 12-струнной гитаре
- Стандартный строй
- Преимущества и недостатки
- Техника игры
- Техника исполнения гитарных переборов
- Рекомендации профессионалов по выбору 12-струнной гитары
- Способы настройки струн гитары
- Как настроить 7- ми струнную гитару ?
- Другие виды сеток
- Особенности семиструнных электрогитар
- Строение трех типов аккордов
- Повышенные строи
- Как часто нужно менять струны?
- Помогут ли наклейки на гриф с названиями нот
- Бас-гитара
- Дополнительные формы аккордов
- Как не порвать струны при настройке на октаву выше
- Варим старые струны. Как их восстановить и что может получиться?
Подготовка к занятию: немного теории и обозначения
Виды и названия аккордов
Аккорд – это сочетание, как минимум, трёх звуков; а то и больше – четырёх, пяти, шести. И все эти звуки аккорда извлекаются на открытых струнах и путём прижимания струн на определённых ладах. Гитарные аккорды, как правило, играются на 4-ёх струнах, 5-ти или 6-ти.
Есть аккорды мажорные. По звучанию весёлые, радостные. Обозначаются они латинскими буквами – по ноте, основному звуку, от которого построены.
Например, С – это до мажор, G – соль мажор, E – ми мажор
И другой вид аккордов – минорные. По звучанию они грустные. В названии минорных аккордов к большой латинской букве (основного звука) добавляется маленькая буква «m» (минор).
Например, Am – ля минор, Dm – ре минор, Em – ми минор и т.д.
Аккордовые сетки – схемы аккордов
Самый простой и наглядный вариант записи аккордов – аккордовая сетка. Это схематическое изображение грифа с обозначением какие струны на каких ладах нужно прижимать, чтобы взять аккорд.
И в таком виде – в сетках для гитары – мы и будем рассматривать, изучать аппликатуры.
Ознакомьтесь с обозначениями схемы:
- Вертикальные линии – 6 струн – слева направо: от шестой (самой толстой) до первой (самой тонкой).
- Горизонтальные линии – лады на грифе гитары.
- Точки (кружочки) в сетке – какие струны и на каких ладах прижимать.
- Цифра в кружочке указывает – каким именно пальцем левой руки прижимать струну.
1 – указательный
2 – средний
3 – безымянный
4 – мизинец
- Символ «o» над струной (конкретной вертикальной линией в сетке) – струна не прижимается, звучит открытая в аккорде.
- Символ «x» над струной – струна не звучит.
Настройка гитары
Чтобы добиться максимум результатов во время занятий, предварительно:
Убедитесь в том, что высота струн над грифом на оптимальном расстоянии. И при этом все струны хорошо звучат, в прижатом состоянии не бьются об лады. На акустической шестиструнной гитаре расстояние от порожка 12-лада до струн должно составлять примерно 2-5 мм.
В противном случае (если струны высоко над грифом) осваивать аккорды вам будет очень сложно. Пальцы будут быстро уставать. И мозолей на пальцах будет больше обычного (в любом случае они появятся, но если высота струн большая, проблема усугубляется). Высота струн регулируется путём настройки грифа и другими способами. В рамках этой статьи мы не будем их рассматривать. Если вам сложно отрегулировать высоту, лучше обратитесь к гитарному мастеру.
Настройте гитару. Это можно сделать под тюнер, ориентируясь по шкале высоты звука в соответствие с заданной нотой. Или же на слух – по заданному звуку. В интернете есть множество сервисов онлайн для настройки гитары. Не получается самостоятельно – попросите товарищей-гитаристов настроить. Но ни в коем случае не играйте на расстроенной гитаре. От таких занятий толку мало.
Как зажимать аккорды
Перед тем, как начнём уроки игры на гитаре – последний подготовительный этап. Рекомендации – как избежать распространённых ошибок новичков, возникающих при изучении первых аккордов.
- «Не прячьте», не прогибайте мизинец под гриф. Он должен быть над грифом. Сразу отрабатывайте правильную постановку. В дальнейшем и мизинец «задействуете» в более сложных аккордах, обыгровках, басовых линиях.
- Не выворачивайте слишком кисть левой руки вправо или влево относительно плоскости грифа. Верхние фаланги пальцев на прижатых струнах должны быть примерно в перпендикулярном положении от поверхности ладов.
- Пальцы, прижимая струны, не должны касаться соседних струн.
- Для прижатия струн прилаживайте ровно столько усилий, сколько нужно, чтобы прозвучал звук аккорда. И не слишком слабо (струны не звучат), и не слишком сильно (звучат струны, но чрезмерная нагрузка на пальцы).
Рекомендации по игре на 12-струнной гитаре
Умение слушать мелодию является одним из важных моментов при обучении.Прежде чем играть композицию, прочувствуйте песню, ее высоту тембр и громкость. Чтобы добиться ровного и четкого звучания, старайтесь поставить обе руки в правильное положение, иначе руки будут уставать, а ноты приглушаться.
Важно понимать, что игра на гитаре — это не работа. Если нет настроения или желания заниматься, то не делайте этого
Не заставляйте себя разучивать упражнения или гаммы, потому что это принесет только разочарование. Желание играть может вовсе пропасть. Старайтесь заниматься игрой на гитаре в хорошем настроении и с приподнятым расположением духа.
Все упражнения играйте медленно. Скорость игры придет к вам с опытом. Игра на 12-струнной гитаре отличается следующим — чтобы извлечь четкие звуки, необходимо приложить немного больше усилий. Поэтому запаситесь терпением и стремитесь к совершенствованию техники игры каждый день.
Стандартный строй
Гитарный строй – настраивание высоты издаваемого звука каждой, не зажатой пальцами струны. В шестиструнке используется так называемый испанский (классический) строй. Применяется повсеместно. Хорошо подходит для новичков, которые еще не научились самостоятельно настраивать инструмент.
Классический строй:
- 1 – Ми (Е);
- 2 – Си (В);
- 3 – Соль (G);
- 4 – Ре (D);
- 5 – Ля (А);
- 6 – Ми (Е).
В скобках указаны названия нот. Каждая нота обозначается латинской буквой. Получается, что стандартный вариант звукоряда для шестиструнной гитары выглядит следующим образом: E-B-G-D-A-E.
Строи бывают разные. Найти нужный можно путем перебора имеющихся.
Преимущества и недостатки
Двенадцатиструнные гитары – это большие гитары, выполненные на основе усильных корпусов дредноут и джамбо. Устройство ее довольно стандартное, отличается лишь количество струн (струны идут парами, у каждой основной струны есть своя добавочная), ширина грифа и прочность конструкции, которая является главным критерием при изготовлении гитары, так как натяжение 12 струн очень велико и оказывает существенную нагрузку на гриф и верхнюю деку.
Именно благодаря усиленной конструкции и качественной древесине, эти гитары дороже других, но в этом случае не стоит экономить, иначе придется платить дважды, как в поговорке, обращаясь к гитарному мастеру.
Итак, как и любой инструмент, двенадцатиструнная гитара имеет свои преимущества и недостатки перед шестиструнной.
Техника игры
После настройки инструмента, можно приступать к самой игре. Чтобы понять гитару, научитесь исполнять мелодии на открытых аккордах. В этом случае вы будете уже на полпути к цели. Техника почти не отличается от игры на шестиструнной гитаре.
Особенности и сложности перебора
При игре на 12-струнной гитаре очень устает левая рука, потому что форма грифа непривычна и расстояние между струнами большое. В особенности использование баррэ доставляет новичку неудобства, но в остальном техника игры ничем не отличается от обычного инструмента.
Перебор — это один из способов игры на гитаре. В отличие от гитарного боя, при переборе происходят щипки струн — звучат по отдельности. Для акустических романсов, фольклорных песен и красивых баллад этот способ звукоизвлечения подходит идеально. В случае игры на 12-струнной гитаре, щипок происходит посредством захвата парных струн, к чему нужно привыкнуть.
Существует много видов переборов, каждый из которых зависит от композиции, ее длительности. Вместе с оригинальной и необычной песней нужно заучивать не только аккорды и ноты, но и способ извлечения. Также есть стандартные виды приема. Они используются в большом количестве песен.
Самыми простыми видами перебора являются «шестерка» и «четверка». Они исполняются небольшим количеством струн или их пар в случае 12-струнки. В стандартной «четверке» задействован бас и три нижние. Сначала большим пальцем дерните одну из басовых, затем — третью, вторую и первую по очереди. Принципы других типов перебора заключаются в изменения последовательности нижних струн. Так, например, в одном случае после баса следует защипнуть третью, затем первую, а потом вторую. Другая последовательность — третья-вторая-третья.
Принцип «шестерки» похож на предыдущий, но в игре задействованы еще две ноты. После баса поочередное звучание третьей, второй, первой, второй, третьей пары. Также существуют приемы немного сложнее: «восьмерка» и вальсовые переборы.
Метод боя
Гитарный бой — простой и распространенный метод игры на любой гитаре. Он состоит из последовательных ударов кистью правой руки по струнам вверх или вниз. На 12-струнной гитаре музыкант захватывает все струны инструмента для получения необычного и объемного звука.
Сколько ритмических рисунков, столько и видов гитарного боя. Основные способы — шестерка, восьмерка, четверка, блатной штрих, вальсовый бой. Часто при таком способе звукоизвлечения гитарист глушит струны ребром ладони, чтобы достичь четкого и законченного звука. С технической точки зрения, глушение проставляет акценты и помогает музыканту ориентироваться в ритмическом рисунке.
Щипок на 12-струнной гитаре
Щипок на гитаре с двенадцатью струнами происходит при одновременном извлечении звука из нескольких пар нижних струн.
Щепок чередуется с басовой парой нот. Три или иногда четыре пальца одновременно защипывают струны. При помощи такого приема играют вальсовые мелодии. Этот способ широко распространен среди исполнения дворовых песен, но мало кто умеет правильно извлекать звук. Щипки быстрые и четкие. Ритм игры не должен сбиваться.
Игра медиатором
Игра медиатором — основной навык, которым должен овладеть любой гитарист. Звучание инструмента становится насыщенным, ярким, громким. В случае с 12-струнной гитарой, ее звук становится еще мощнее, чем при игре пальцами и кистью.
Медиатор — пластиковая пластинка. Гитарист зажимает ее между пальцами правой руки и бьет ею по струнам. При помощи медиатора играют бой и перебор. Вместо трех или четырех пальцев, используется один плектр, поэтому музыканту следует развить скорость и координацию. Этот способ требует правильной постановки руки для извлечения четких и ровных звуков.
Исполнение мелодий медиатором технически отличается от игры кистью или пальцами. Движение должно осуществляться не от плеча, а от кисти, используя небольшую амплитуду.
Техника исполнения гитарных переборов
Исполнять красивые гитарные переборы довольно просто. Чтобы понять, как играть перебором на гитаре, взгляните на гитарные струны. Гитара имеет три толстые струны, которые отвечают за басовые звуки, и три более тонкие, на которых исполняют мелодическую часть перебора.
Перебор, по своей сути, является полноценной мелодией, имеющей басовую и мелодическую часть, поэтому каждый перебор начинается с удара большим пальцем по басовой струне, а затем продолжается добавлением нижних струн для создания текстуры и мелодии.
При игре перебором используются большой, указательный, средний и безымянный пальцы руки. Большой палец задевает только басовые струны, указательный, средний и безымянный пальцы касаются остальных струн.
Сожмите руку в неполный кулак и положите её на струны. Играйте басовые струны большим пальцем, щипая их ребром подушечки пальца. Остальные струны щипаются кончиками пальцев, как бы загребая струну вверх. Указательный палец щипает третью струну, средний палец – вторую, безымянный — первую.
Так как перебором обыгрываются аккорды, важно знать, какие басовые струны можно задействовать для исполнения каждого аккорда. Это можно понять, взглянув на схему аккорда, где указано, какие струны играются, а какие нет
При повторении одного и того же аккорда подряд, принято чередовать басовые струны, которые в него входят. Например, при исполнении перебором аккорда Am, музыкант сначала сыграет использует для баса пятую струну, а при повторном исполнении аккорда – шестую. Таким образом достигается разнообразие в звучании. Однако, у этого правила есть исключения, зависящие от задумки автора композиции.
Посадка гитариста
На этом уроке мы поговорим о посадке гитариста, разберём постановку левой руки и начнём играть переборы для начинающих.
Правильная посадка и постановка рук имеют большое значение, влияя на красоту извлекаемого звука, скорость исполнения и свободу движения при игре в целом.
Мои ученики частенько пренебрегают моим советам по правильной постановке и посадке. Устав об этом говорить я предлагаю им сыграть определённые пассажи, чтобы они могли доказать мне на деле свою правоту. Фиаско, которое при этом постигает моих учеников и разница при игре в правильном положении и удержании инструмента в итоге складывается не в их пользу.
Чтобы играть, так как Вам захочется, сначала надо научиться играть, так как надо, а потом уже можете играть подобно Джими Хендриксу зубами или держа гитару за головой. Итак, рассмотрим посадку гитариста.
Правильная посадка
Правая рука
Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.
Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).
Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):
- Pulgar (большой палец)
- Indice (указательный палец)
- Medio (средний палец)
- Anular безымянный палец
Поставьте пальцы на струны: большой палец p– на шестую струну,i– на третью струну,m – на вторую и a – на первую
Звукоизвлечение большим пальцем p– происходит благодаря только пястному суставу,поэтому обратите внимание, чтобы при звукоизвлечении работал только пястный сустав, что даёт устойчивое положение всей кисти
положение кисти
После удара по струне большой палец круговым движением возвращается в исходное положение или остаётся на пятой струне, если звук надо произвести на следующей струне. На фото показано положение правой руки сверху, где большой палец p образует подобие креста в соотношении с указательным пальцем i.
Извлекать звук можно одним из двух приемов:
- Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
- Tirando (без опоры).
Рекомендации профессионалов по выбору 12-струнной гитары
Решение купить двенадцатиструнную гитару – удел профессионального и уверенного в своих силах музыканта. Прежде чем искать идеальный инструмент, стоит изучить инструкцию, которая поможет сориентироваться в широком ассортименте моделей
Полезные советы укажут, на что следует обратить внимание, чтобы купить лучшую 12 струнную гитару
1.Прочность древесины грифа и корпуса гитары. Большая нагрузка от удвоенного комплекта струн требует особенной прочности материалов, из которых изготовлены гриф и корпус музыкального инструмента. Следует отказаться от моделей, изготовленных из мягких пород дерева.
2.Цена на 12-струнную гитару. Качественный музыкальный инструмент акустического типа трудно купить дешевле 4899 рублей. Бюджетные модели с удвоенным количеством струн, как правило, соответствуют лишь внешним конструктивным особенностям этого вида инструмента. Выбирая 12-струнную акустическую гитару можно купить инструмент с неполноценным звучанием. Помимо акустики, с расширенным функционалом выпускают и электронные модели. Электроакустические 12-струнные гитары будут стоить на порядок выше, но в таком случае на формирование цены основное влияние окажет встроенная и дополнительная электроника.
3.Прочность пружин на верхней деке корпуса. Инструменты с непродуманным механизмом натяжения струн выдают себя изогнутой и выпуклой формой верхней деки. Если купить гитару с подобным дефектом, то в дальнейшем нельзя будет регулировать высоту струн над грифом.
Способы настройки струн гитары
Метод пятого лада
Главная задача тут – это правильно состроить первую струну
1. Итак, зажмите вторую струну на пятом ладу и одновременно дерните ее и еще открытую первую. Они должны звучать в унисон – то есть давать одну ноту. Подкручивайте колки, пока не услышите нужный звук – но будьте аккуратнее, поскольку можно переусердствовать, и придется заниматься заменой струн на гитаре.
2. После этого на четвертом зажмите третью струну, и она должна звучать так же, как и открытая вторая. То же самое происходит и с настройкой третьей через второй – то есть зажимайте четвертый лад.
3. Все остальные струны должны на пятом ладу звучать также, как и открытая струна до настраиваемой.
Настройка флажолетами
Принцип такой:
- Основа – флажолет на пятом ладу. Он должен использоваться всегда.
- Флажолет на пятом ладу шестой струны должен звучать в унисон с флажолетом на седьмом ладу пятой.
- То же самое применяется к пятой и четвертой.
- То же самое применяется к четвертой и третьей
- А вот с третьей и второй вопрос немного другой. В этом случае на третьей струне флажолет надо извлечь на четвертом ладу – он будет немного глуше, но все равно звук будет идти. Для второй же процесс не меняется – пятый лад.
- Вторая и первая струна настраиваются стандартно по соотношению пятый – седьмой.
Настройка через онлайн-тюнер
Кроме программ, в сети появляется масса онлайн-сервисов для настройки гитары 6 струн, освобождающих от необходимости скачивать сторонний софт. Ниже представлен один из таких онлайн тюнеров с помощью которого вы без проблем сможете настроить свой инструмент.
<object>—><object>Fallback or ‘alternate’ content goes here.This content will only be visible if the SWF fails to load.—></object></object>
Как настроить 7- ми струнную гитару ?
Семиструнная гитара настраивается таким же образом, как и шестиструнная. Отличие только в том, что у 7-ми струнной гитары есть еще одна, самая толстая, струна — нижнее B (си).Для того чтобы настроить ее, необходимо зажать 6-ю струну Е (ми) на 5-м ладу, в результате чего, получим звучание открытой 7-й струны.
Инструкция по настройке гитары онлайн тюнером:
1.Подключите микрофон
2. Нажмите кнопку «Разрешить» на тюнере.
3. Возьмите одну ноту и посмотрите на тюнер.На тюнере отобразится название сыгранной ноты, и точность ее настройки.Если зеленый указатель на шкале отклоняется враво от буквы, то струна перетянута, если влево от буквы, то не дотянута.Вам необходимо изменить натяжение струны, отпуская или натягивая ее колками.
Если звучание струны гитары будет соответствовать эталону, буква станет зеленого цвета.И это значит, что данная нота звучит правильно, и можно будет настраивать другие струны.
Если вы обладатель классической гитары, рекомендуем воспользоваться данным тюнером.
Строй семиструнной гитары
Для семиструнной гитары существует много различных вариантов гитарного строя: основные — Cтандартный, Русский, а также — Пониженные строи, Dropped-строи и другие.
1.Стандартный строй семиструнной гитары — BEADGBE
- 1-я струна — E (Ми)(самая тонкая)
- 2-я струна — B (Си)
- 3-я струна — G (Соль)
- 4-я струна — D (Ре)
- 5-я струна — A (Ля)
- 6-я струна — E (Ми)
- 7-я струна — B (Си)
2. «Русский» строй — d¹bgdBGD
В основном используется бардами. Гитара в этом строе настраивается в аккорде Соль-мажор на открытых струнах. Этот строй еще называется «Open G».
В этом строе струны настраиваются следующим образом:
- 1-я струна — нота d¹ (Ре) первой октавы
- 2-я струна — нота b (Си) малой октавы
- 3-я струна — нота g (Соль) малой октавы
- 4-я струна — нота d (Ре) малой октавы
- 5-я струна — нота B (Си) большой октавы
- 6-я струна — нота G (Соль) большой октавы
- 7-я струна — нота D (Ре) большой октавы
3. Цыганский минорный строй — d¹b♭gdB♭GD
Его отличие от стандартного русского строя в том, что вместо мажорного квартсекстаккорда используется минорный: 2-я и 5-я струны опускаются на полтона.
В этом строе струны настраиваются следующим образом:
- 1-я струна — нота d¹ (Ре) первой октавы
- 2-я струна — нота b♭ (Си-бемоль) малой октавы
- 3-я струна — нота g (Соль) малой октавы
- 4-я струна — нота d (Ре) малой октавы
- 5-я струна — нота B♭ (Си-бемоль) большой октавы
- 6-я струна — нота G (Соль) большой октавы
- 7-я струна — нота D (Ре) большой октавы
Естественно, что при таких строях аппликатуры аккордов будут отличаться от привычных для 6-ти струнных гитар.
4. Пониженные строи семиструнной гитары
Некоторые гитаристы настраивают свои инструменты ниже или выше стандартного, чтобы звучание инструмента при игре подходило к голосу исполнителя.
Bb строй — Bb-Eb-Ab-Db-Gb-Bb-Eb — Настраивается на полтона ниже стандартного. A строй — A-D-G-C-F-A-D — На тон ниже стандартного. G# строй — G#-C#-F#-B-E-G#-C# — На 3 полутона ниже стандартного. G строй — G-C-F-A#-D#-G-C — На 2 тона ниже стандартного. F# строй — F#-B-E-A-D-F#-B — На 5 полутонов ниже стандартного.
5. Dropped-строи семиструнной гитары
В этих строях седьмая струна настраивается на тон ниже, чем обычно.
Drop A — A-E-A-D-G-B-E — Такой же, как и стандартный, но с седьмой ниже на тон. Drop Ab — Ab-Eb-Ab-Db-Gb-Bb-Eb — На полтона ниже Drop A. Drop G — G-D-G-C-F-A-D — На тон ниже Drop A. Drop F# — F#-C#-F#-B-E-G#-C# — На 3 полутона ниже Drop. A
6. Другие строи семиструнной гитары
6.1.Строй Сергей Никитина (исполнитель, композитор) — d¹ b♭gdсGD:
1-я струна — нота d¹ (Ре) первой октавы 2-я струна — нота b♭ (Си-бемоль) малой октавы 3-я струна — нота g (Соль) малой октавы 4-я струна — нота d (Ре) малой октавы 5-я струна — нота с (До) малой октавы 6-я струна — нота G (Соль) большой октавы 7-я струна — нота D (Ре) большой октавы
6.2.Строй Булата Окуджавы и Веры Матвеевой — d¹bgdсGD:
1-я струна — нота d¹ (Ре) первой октавы 2-я струна — нота b (Си) малой октавы 3-я струна — нота g (Соль) малой октавы 4-я струна — нота d (Ре) малой октавы 5-я струна — нота с (До) малой октавы 6-я струна — нота G (Соль) большой октавы 7-я струна — нота D (Ре) большой октавы
6.2. И прочие:
Open E — BEBEG#BE Open A — AEAEAC#E Open D — ADADF#AD Open B — BD#BD#F#BD# Drop D Drop A — ADADGBE C 6th — CEGCGAE Jazz tuning — AEADGBE Lute tuning — BEADF#BE Blues tuning (Fourths tuning) — BEADGCF Jimmy Page tuning — ADADGAD Rain Song tuning — CDGCGCD Major 3rds — EAbCEAbCE GDAEBGbA — modified Robert Fripp New Standard Tuning
Другие виды сеток
Как уже и говорилось в начале статьи, есть сетки с видом грифа в вертикальном положении, а есть и в горизонтальном. Рассмотрим второй вид: как читать аппликатуры аккордов в такой проекции.
1 вариант: порожек справа, вид на гриф со стороны
Отображение как вы обычно видите гриф на фото, видео. Отсчёт ладов получается справа налево.
Горизонтальные линии – это струны. Верхняя – 6-ая (самая толстая). Вертикальные линии – лады.
2 вариант: сверху вниз
Проекция – как вы видите гриф, смотрите на него, когда берёте аккорд (как в игре от 1-го лица).
Горизонтальные линии – струны. Вверху 1-ая (самая тонкая).
Отсчёт ладов слева направо. Порожек (нулевой лад) слева.
О других аппликатурных схемах для гитарных аккордов вы можете узнать здесь (вторая часть статьи).
И на этом завершаем статью. Добавляйте её в закладки и используйте как шпаргалку. Если вдруг с какой-то аккордовой сеткой вам будет сложно разобраться. Главное – запомнить принцип построения схемы и обозначения. И тогда любую аппликатуру вы будете чётко и быстро представлять на грифе. Успехов в изучении!
Особенности семиструнных электрогитар
Семиструнные электрогитары имеют большие мощность и диапазон, чем шестиструнные. Дополнительная басовая струна открывает новые возможности для творчества гитариста, а новые аппликатуры аккордов, обогащенные дополнительными нотами, помогут найти интересные звуковые решения. Такие гитары используются в тяжелых стилях музыки, таких как альтернативный рок, тяжелый метал и т.д.
Основные отличия семиструнных электрогитар
Гриф. Удлиненный гриф и струны сильного натяжения вынуждают производителей семиструнных электрогитар усиливать гриф с помощью специальных материалов.
Стандартный строй для семиструнных электрогитар (от нижней струны к верхней): Си (B) / Ми (E) / Ля (A) / Ре (D) / Соль (G) / Си (B) / Ми (E). Перестроиться на игру на семиструнной гитаре не так просто, вам потребуется терпение и усердие.
Большой выбор семиструнных гитар можно найти у таких производителей как YAMAHA, IBANEZ, LTD, SCHECTER, WASHBURN.
Строение трех типов аккордов
Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.
Трезвучия
Собственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:
Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».
Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».
Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.
Септаккорды
Септаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.
Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.
Расширенные аккорды
Это – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным
Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом
Попробуйте подставить к стандартным трезвучиям дополнительные ноты. Например – добавить к аккорду C ноту G#, что даст довольно напряженное и необычное звучание, а также позволит без проблем двигать его по ладам. Пробуйте – на самом деле добавлять можно почти все из 12ти нот, и это будет давать какое-то звучание и интересные последовательности аккордов.
Повышенные строи
Отличаются повышением настройки на несколько полутонов.
- Квартовый вариант. Основан на повышении звучания на 5 полутонов. Схема: EADGCF. Разновидность используют в джаз музыке. Плюсом является неизменность аппликатуры аккорда при сдвиге, но играть при помощи полновесных аккордов затруднительно. Для него подойдут сжатые варианты.
- Квинтовая вариация. Отличается тем, что настройку производят на 7 полутонов выше. Оптимальной считается схема: CGDAEB. Начинают с ноты «си».
Повышенные строи считаются опасными для струн и инструмента.
Существует другая схема квинтовой вариации: FCGDAE. Первая «ми» настраивается по стандарту, а шестая должна быть ниже на октаву.
Как часто нужно менять струны?
Главные критерии замены струн – их изношенность и тусклый тембр. Если вы только учитесь игре на гитаре и много времени проводите за гаммами и аккордами, то рекомендуем менять струны каждые три месяца. Многие профессиональные музыканты меняют струны перед каждым концертом.
Несмотря на защитные покрытия, струны будут дольше сохранять первоначальный тембр, если за ними правильно ухаживать. Применяйте специальные средства по уходу и вы продлите им жизнь.
Как только вы снимите струны с гитары, вы увидите на грифе «тёмную сторону музыки»: частички кожи, жир, окисление металла. Протрите гриф лимонным маслом PLANET WAVES PW-LMN. Так же это средство защитит от пересыхания накладку грифа. Помните, лимонное масло не должно попадать на струны, иначе окисления не избежать.
Иногда резкое изменение влажности негативно сказывается на покрытии струн, пальцам становится сложно скользить от лада к ладу. Вспотевшие руки перед ответственным концертом тоже откладывают свой отпечаток на струны. Воспользуйтесь кондиционером GHS FAST FRET A87. Помните, кондиционер не продлит жизнь ваших струн, он лишь поможет отыграть концерт без «лишних тёрок»
Помогут ли наклейки на гриф с названиями нот
Сейчас, во многих магазинах, в том числе и на любимом AliExpress, можно купить стикеры в виде кружков с названиями нот, которые можно приклеивать на гриф. Я не рекомендую такой способ. Он может больше запутать, чем помочь.
Дело в том, что ноты на гитаре, и в целом в музыке, часто совпадают по названию, но имеют разный регистр, или говоря музыкальным языком, играются в разных октавах. К примеру, диапазон гитары включает целых 4 ноты “ми”. Они хоть и называются одинаково, однако звучат и записываются совершенно по-разному, и, ни в коем случае, не могут быть взаимозаменяемы. Наклейки на гриф не отображают эту информацию.
Периодически сталкиваюсь с тем, что ученики, разучивая ту или иную композицию, играют вместо открытой второй струны – 5 струну, 2 лад, так как и там и там вроде бы звук “си”. В связи с этим, произведение уже звучит неправильно
Поэтому важно запоминать не только название ноты, но и её расположение на нотном стане
Бас-гитара
Гитара басового диапазона применяется в качестве аккомпанемента совместно с другими инструментами. Для сольных композиций ее используют редко. Бас-инструмент обычно имеет 4 или 5 струн. Бывают и другие модификации. Звучание на октаву ниже стандартной гитары. Конструкция имеет увеличенные размеры и мензуру. Схема классического строя бас-гитары: EADG. Настройку необходимо проводить с первой по счету.
Другое построение:
- DADG — все настроено по стандарту, кроме 4 струны;
- CGCF — 4 нота понижается на 2 тона, а остальные на один;
- DGCF — все струны необходимо опустить на 1 тон;
- HEADG — эталонный вариант для классической гитары;
- ADGCF — стиль основан на понижении 1 тона.
Бас-гитара при правильной настройке придает ритмичность композиции. Музыкант своей игрой способен усилить аккорд классических инструментов. Для создания уникальной гаммы применяют усредненный вариант — баритон-гитару. Система настройки аналогичная. Схема: DGCFAD или ADGCEA.
Дополнительные формы аккордов
Помимо основных форм, существует еще несколько дополнительных, которые применяются, не так часто, и для формирования которых потребуется знать ноты на грифе.
Add-аккорды
Все очень просто. Add-аккорды – это трезвучия, к которым была добавлена определенная ступень. Он обозначается так – сначала пишется тоника, после этого – номер добавляемой ступени.
Omit-аккорды
Это – прямая противоположность add-аккордам. Так обозначаются трезвучия, в которых пропущена определенная базовая ступень. Для того, чтобы построить его, просто заглушите одну из трех основных нот аккорда.
Надстройки
Надстройки, или же аккорды со слешами, это трезвучия, к которым добавляется дополнительная тоника другого аккорда. Как правило, ступени добавляются по гамме выше, чем основная нота. В данном же случае добавляется нота ниже, чем основная тоника. Как правило, это переходные аккорды, которые часто используются при переборе.
Как не порвать струны при настройке на октаву выше
Один из ответов на этот вопрос – делать все очень аккуратно, особенно по отношению к дополнительным струнам. Потихоньку натягивайте их, давая время на то, чтобы растянуться, и постепенно настраивайте до нужной частоты.
Еще один вариант – настроить гитару на тон ниже, чем стандартный строй – то есть, грубо говоря, в строй «Открытая Ре» — тот же самый стандарт, но на одну ноту ниже, чем он. После этого заставить дополнительные струны звучать также на одну ноту ниже. Если вам понадобится стандартный строй – то просто использовать каподастр.
Еще один вариант – опробовать другие строи, которые разрабатывались специально для настройки двенадцатиструнной гитары.
Варим старые струны. Как их восстановить и что может получиться?
Вводная часть
Одним из наиболее сомнительных способ восстановления старых струн является их варка. Это очень старый способ, и пользоваться им стоит, только если у вас нет денег на новый комплект, а старые уже вообще никак не звучат.
Дело в том, что сильнее всего на звук инструмента влияют ваши же частички кожи, грязи и пота, которые забиваются в витки и таким образом глушат звон. Именно на их удалении и основан данный принцип.
Как варить струны?
Снимите их с гитары и поставьте на плиту кастрюлю с водой. Дождитесь, пока она закипит, и закидывайте туда струны. Кипятите их примерно 15 минут, после чего вынимайте, и протрите сухой тряпочкой без ворса. После этого дождитесь, пока они подсохнут, и снова наматывайте их на гитару.
Видео «Как правильно варить струны»