Содержание
- Что интересного есть внутри?
- Понте ди Меццо
- Как добраться до Пизанской башни
- Основные факты о Пизанской башне и фотографии
- История строительства
- Архитектурные особенности
- Внешний облик
- Фото на фоне
- Музей синопий
- Падающего – поддержи
- Особенности архитектуры и история
- 1Падающая башня – строительство
- История строительства Пизанской башни
- Интересные факты, связанные с Пизанской башней
- Дары природы
- История создания Пизанской башни в Италии
- Ориентация на местности
Что интересного есть внутри?
Кроме того, что Собор может похвастаться богатством и разнообразием во внешней и внутренней отделке, в нем присутствуют уникальные в своем роде произведения искусства средневековых мастеров. К сожалению, некоторые их них не сохранились до наших дней из-за пожара, который пережил Собор в XVI веке. Однако работы остались целы — например, мозаичная картина на аспиде. Она представляет композицию из фигур Христа, Его Матери и Святителя Иоанна.
Также стоит обратить внимание на кафедру, которая украшена резьбой тончайшей работы. Над ней трудился мастер Пизано, и сейчас она является одним из шедевров периода Средневековья
Колонны кафедры представлены в виде человеческих тел, как женских, так и мужских, наподобие античных скульптур. Если поднять голову вверх, то можно ознакомиться с росписью кафедры, которая повествует нелегкий путь Сына Божьего – от появления на свет до Распятия и Воскрешения.
Здесь также расположены несколько гробниц, в которых упокоились некоторые знатные личности города Пизы. Например, здесь хранятся останки Святого Раниеруса, который считается защитником города, а также покровителем всех странствующих. Здесь захоронен император Римской империи по имени Генрих VII. Надо заметить, что до пожара в Соборе нашел свое последнее пристанище на земле и римский папа Григорий VIII, но его могиле не удалось уцелеть в огне.
Здесь хранятся древние мощи и реликвии, которые удалось добыть во время Крестовых походов — здесь покоятся нетленные останки святых Абибо, Никодима.
Понте ди Меццо
И вот уже впереди улица расширяется. Справа видна Часовая башня Палаццо Преторио, слева начинаются высокие арки Лоджии деи Банки.
Лоджия дей Банки была построена в начале 17 века по указанию Фердинанда I Медичи. Под его сводами располагались лавки торговцев шелком, шерстью, зерном. Сейчас наверху размещен Государственный архив.
Справа к Лоджии примыкает Палаццо Гамбакорти. В наши дни в нем располагается мэрия города Пиза.
Палаццо Преторио с часовой башней – это результат объединения нескольких зданий на набережной Арно. Объединенному зданию сделали рустованный низ в тосканском стиле, а верх украсили мраморным фризом. В 1944 году здание пострадала от бомбардировок. Фриз потом не восстановили. Сейчас здание занято городскими службами и библиотекой.
Вид на Палаццо Преторио с реки
И вот перед нами Ponte di Mezzo, главный мост Пизы, проходящий через центр города.
До 1183 года он был в городе единственным. Сначала назывался Понте де Арно, потом Понте Веккьо. Как и на флорентийском Понте Веккьо, на обеих сторонам моста располагались торговые лавки.
В 1944 году мост был разрушен во время бомбардировок союзников. Восстановлен в 1950.
Длина Понте ди Меццо — 89 метров.
В последнюю субботу июня на Понте де Меццо проводятся костюмированные шествия и шуточные бои — реконструкция «Gioco del Ponte». «Gioco del Ponte» возникли в 17 веке, когда на мосту встречались в схватке жители южных и северных районов Пизы. Во время этих «игрищ» рыцари дрались на мечах, причем довольно жестоко.
Вид с моста
Перейдя на правый берег, мы оказываемся на площади Гарибальди (бывшей пьяцца Понте ди Меццо).
Прямо перед нами — памятник Гарибальди. Розово-белое здание за ним — Казино дей-Нобили — было построено на средства местной аристократии в 1754 году для собраний благородного общества. В то время слово «casino» (производное от «casa», «дом») означало место для проведения досуга, что-то типа клуба. Сейчас здание принадлежит городским властям.
И вот наш второй городской центр Пизы целиком.
Здание справа от Казино дей Нобили раньше было монастырем и принадлежало монахам, прибывшим в Пизу из Никосии.
Над арочным проходом бывшего монастыря подвешен искусно вырезанный из дерева барельеф с Мадонной.
Мадонна деи Веттурини, произведение Нино Пизано, была перенесена из церкви Санта Мария делла Спина. Сейчас оригинал перемещен в музей Сан-Маттео, здесь установлена копия.
Пройдя под Мадонной через арочную галерею, мы оказываемся перед церковью Сан-Микеле ин Борго (11-го века), одной из старейших церквей Пизы.
Верхняя часть церкви украшена тремя рядами глухих мраморных арок. Такие арки характерны для пизано-романского стиля, и мы их еще не раз увидим в этом городе.
Улица называется Борго Стретто, «узкое предместье». Идем по ней.
Чуть дальше от Борго Стретто налево отходит улица Улиссе Дини. Улисс Дини, итальянский математик, долгие годы преподавал в Пизанском университете, был его ректором, а впоследствии директором Высшей нормальной школы, одного из самых престижных учебных заведений Италии. На этой же улице, возле церкви Сан-Стефано, ученому установлен памятник.
От via Ulisse Dini, в самом ее начале, направо отходит интересная улица, представляющая собой длинный коридор с арочным сводом.
Называется она «via delle Sette Volte» — улица Семи сводов, или Семи поворотов. Ночью по ней ходить не особенно приятно.
Как добраться до Пизанской башни
Находится Пизанская башня в в центральной части города.
Точный адрес: Piazza del Duomo, 56126 Pisa PI, Италия
Как добраться от жд вокзала Pisa Central Station:
-
Вариант 1
Автобус:на остановке Stazione 1 необходимо сесть на автобус маршрута Lam Rossa, и выйти в пункте Pisa P.Za Manin. Время в пути — 7 минут.
Пешком:450 метров. Следуйте на юг по Via Giovanni Battista Niccolini в сторону Piazza Daniele Manin. Поверните налево на Piazza Daniele Manin и продолжайте движение по Piazza del Duomo. Пункт назначения будет справа.
-
Вариант 2
Автобус:Маршрут Linea. Его остановка возле вокзала называется Gramsci. После того, как автобус пересечёт реку, необходимо выйти в пункте Pacinotti 1. Время в пути — 4 минуты.
Пешком:850 метров. Следуйте на запад по Lungarno Antonio Pacinotti в сторону Via Santa Maria. Поверните направо на Via Santa Maria, а затем еще раз поверните направо на Piazza Arcivescovado. Пункт назначения будет слева.
Если ехать к башне на личном транспорте, то нужно учитывать, что парковка находится в 550 метрах от неё. Заехать на стоянку можно с улицы Andrea Pisano.
Пизанская башня на карте
Как добраться до Пизы
Пиза располагается у западного побережья Италии. Местонахождение города позволяет легко добраться до него из близлежащих Флоренции, Болоньи, Генуи и Тосканы по железной дороге. Из всех этих городов в Пизу ходят поезда: из Флоренции, Генуи и Тосканы — прямые, которые находятся в дороге от 1 до 2 часов. Добираясь из Болоньи необходимо будет сделать одну пересадку на жд станции Флоренции. Такая поездка займёт также около 2 часов.
Железнодорожный вокзал в Пизе
Если выбрать для поездки машину, то от Генуи следует двигаться по трассе SS1, что займёт 2 часа, от Тосканы по трассе А11, что потребует 1,5 часа, из Болоньи по трассе Е35, на что уйдёт чуть больше 2 часов, а на путь из Флоренции по трассе SS67 потребуется около 1,5 часов.
По железной дороге можно доехать из Рима. Такой путь потребует около 2,5 часов и будет включать в себя пересадку на станции Firenze S.M.N. Если передвигаться на автомобиле, то поездка займёт около 3,5 часов и будет проходить по трассе Е35.
Пиза на карте
Основные факты о Пизанской башне и фотографии
Знаете ли, вы, что:
- диаметр основания – 15,54 м;
высота сооружения – 55,86 м с южной стороны и 56,7 м – с северной;
вес каменной колокольни – 14,453т;
наклон – 3° 54′.
Оказывается, толщина стен отличается в разных частях башни. У основания толщина – 4,9 м, на верхних галереях – 2,48 м.
Это интересно:
- сооружение настолько популярно, что его включают во все выставки чудес света в миниатюре;
часть христианского храма – знаменитая колокольня, оформлена с использованием мусульманских мотивов. Согласитесь, сооружение напоминает изящный минарет;
Пизанская башня – это единственная в мире колокольня, расположенная на некотором удалении от собора;
жители американского городка Найлс соорудили водонапорную башню, являющуюся точной копией знаменитой колокольни в половину действительной величины;
в нескольких художественных и анимационных фильмах упоминается падающая колокольня;
авторы документальной ленты «Жизнь после людей» предполагают, что без присутствия людей сооружение через 250 лет полностью разрушится;
некоторые ученые считают, что Галилей на самом деле проводил свои эксперименты, сбрасывая с башни несколько физических тел, имеющих различную массу. Другие утверждают: эти рассказы – не более чем легенда.
Посмотрите на эти фотографии. Пизанская башня вызывает восхищение даже без учета своего наклона. В солнечную погоду и по вечерам, когда в комплексе Поле Чудес включают подсветку, колокольня смотрится особенно эффектно.
История строительства
Туристы, побывавшие на экскурсии по Площади чудес, утверждают, что историю Пизанской башни нужно узнать любому человеку, который интересуется архитектурой. Процесс растянулся на несколько столетий.
В 1172 году началось строительство колокольни под руководством Бонанно Пизано. Именно этот мастер создал проект будущей достопримечательности. Он успел возвести первый этаж и два яруса колонн, после чего конструкция наклонилась на одну сторону. Выяснилось, что глинистую почву под фундаментом размывали подземные воды, из-за чего сооружение было неустойчивым. Проект был брошен незавершенным.
К 1198 году фундамент был укреплен, в здание стали пускать посетителей. Уже к 1233 году были возобновлены работы по строительству. Через 30 лет каменный фасад был отделан мрамором. В конце XIII столетия у колокольни было 6 этажей
Приличная высота и сильный наклон привели к тому, что сооружение привлекло внимание общественности. На тот момент башня отклонилась от своей оси на 90 см
Завершение работ состоялось в середине XIV века, когда на 8-м этаже появилась звонница. Впрочем, нельзя точно утверждать, что строительство прекратилось в 1350 году, ведь некоторые искусствоведы склоняются к мнению, что это произошло значительно позже – в 1372 году.
Архитектурные особенности
Диаметр основания колокольни, имеющей цилиндрическую форму, составляет 15 метров 54 сантиметра. Толщина внешних стен у основания составляет 4 метра 90 сантиметров, а у вершины – 2 метра 48 сантиметров. Ее отклонение от вертикальной оси на уровне основания составляет 4 метра, а на уровне вершины – 5 метров 30 сантиметров.На верхний уровень кампанеллы возносят 294 ступени. А уж оттуда туристам, одолевшим восхождение, открывается красивый вид на Поле Чудес и ближайшие окрестности.
Вся башня выполнена из камня и декорирована цветным мрамором (светло-серого и белого цветов). У ее входа расположены барельефы, на которых изображены мифические фигуры животных. Верх люнета украшен статуей Мадонны с младенцем, выполненной Андреа Гварди (Andrea Guardi ). Первый ярус окаймлен глухими арками с пятнадцатью полуколоннами и украшен кессонами, внутри которых можно увидеть розетки идентичные украшениям на баптистерии и соборе. Шесть последующих этажей окружены декоративными романскими аркадами. Их изящество напоминает византийскую архитектуру. Венчает здание звонница, прорезанная арками для семи колоколов. Их вес колеблется от 300 килограмм до 3,5 тонн. Кроме того у каждого из них свое имя и тон. Последующие присоединились к нему уже в 16-17 веках. Кстати все они находятся в рабочем состоянии и до сих пор радуют туристов своим звоном.
Внешний облик
Если бы Пизанская башня не имела крена, а стояла абсолютно прямо, вряд ли она стала известна широкому кругу людей. Но, благодаря своей уникальной конструкции и внешнему виду, здание, возведенное из камня и мрамора, в фасаде которого прослеживаются мусульманские мотивы, поражает, удивляет и восхищает всех, кто приехал в Италию посмотреть на это сооружение. Здание это само по себе вполне самодостаточное и является одним из основных украшений Площади Чудес.
Параметры строения
Всего Пизанская башня насчитывает восемь этажей и её высота составляет 58,36 м. Диаметр башни у основания имеет около 15,5 м. От вертикальной оси сооружение отклоняется почти на пять метров (после проведенных реставрационных работ угол наклона уменьшился с 5°30′ до 3°54′). Наружные стены внизу имеют толщину около пяти метров, наверху – 2,5 м.
Как выглядит башня с внешней стороны
Внешние стены здания декорированы мрамором. Возле входа в колокольню на стенах барельефы с выбитыми фантастическими животными, а над дверным проёмом находится скульптура Марии с младенцем (XV век).
Стену нижнего этажа здания украшают глухие арки с 15 полуколоннами, на них «опираются» арки, находящиеся на следующих шести этажах, на каждом из которых находится по тридцать колонн. Венчает сооружение нарядно украшенная звонница с семью колоколами.
Вид изнутри
В середине уникального памятника архитектуры находится огромное количество крытых галерей, соединенных между собой украшенными различными орнаментами арками. В самом низу Пизанской башни расположен Зал Рыбы, получивший свое название из-за выбитого на стене барельефа рыбы, одного из символов христианства.
На последний этаж здания можно подняться по круговой лестнице, состоящей из 294 удобно расположенных мраморных ступеней (правда, чем выше, тем ступеньки уже, а на самом верху их ширина составляет всего-навсего 40 см). Во время подъема есть возможность выглянуть в смотровые окна, на пятом этаже можно выйти на смотровую площадку, расположенную с внешней стороны здания.
Многие посетители останавливаются на предпоследнем этаже, в звоннице. Если найти в себе силы и подняться наверх, перед глазами откроется потрясающая панорама города. Интересно, что только оказавшись наверху, можно понять, насколько Пизанская башня неровна и до конца прочувствовать её наклон.
Колокола
Поскольку богослужения в соборе, к которому принадлежит башня, проходят до сих пор, перед каждой службой в городе раздаётся мелодичный перезвон колоколов (сейчас они звонят одновременно, тогда как раньше за каждым из них была закреплена своя месса).
Колокола Пизанской Башни примечательны тем, что настроены они таким образом, чтобы на них можно было сыграть абсолютно любую мелодию. Всего их установлено семь штук, а их возраст, как и сама башня, насчитывает не одно столетие:
- Самым старым колоколом, который был отлит ещё в середине XIII в. является Паскверечча, издающий ноту соль бемоль;
- Следующий по старшинству – Терца, настроенный на си-диез, был изготовлен два столетия спустя, в 1473 г.;
- Веспруччо (ми) – был установлен на колокольне тридцать лет спустя;
- Крочифиссо (до-диез) на свет появлялся дважды, поскольку в начале XIX ст. был переплавлен;
- Даль Поцо (соль) – был изготовлен в Италии в начале XVII в., во время военных действий в 40-х годах прошлого века он значительно пострадал, был отреставрирован и отправлен в музей, а в начале этого века на колокольне вместо него была установлена точная копия;
- Ассунта (си) – является самым большим колоколом башни;
- Сан Раньери (ре-диез) – самый последний из установленных колоколов, который не раз переплавляли.
Фото на фоне
И, напоследок, напоминание: не забудьте сфотографироваться с пизанской «падающей» красавицей. Ведь фото на ее фоне стали практически классикой. Приложив некоторые усилия, вам возможно даже удастся выпрямить башню. Ведь угол наклона на фото угол наклона будет зависеть от стороны с которой был сделан снимок. Например, если встать с северной или южной стороны от кампанилы, то рядом с вами окажется абсолютно ровное сооружение. А вот западная и восточная стороны предоставляют возможность увидеть «изюминку» достопримечательности во всей красе. Проявив фантазию или хотя бы побродив предварительно по просторам интернета вы, несомненно, сможете создать свою композицию с Пизанской колокольней.
Музей синопий
Подготовительный рисунок для фрески на штукатурке назвали «синопией» из-за города Синоп. Там добывали охру, которой делались синопии. Их ценность весьма велика — если собственно раскрашивание фресок производили, в основном, ученики художников, то синопии мастера выполняли только своими руками.
|
Массу синопий обнаружили на стенах кладбища Кампо-Санто, пострадавших от взрывов авиабомб.
Музей синопий находится на Пьяцца дель Дуомо. Как раз в этом здании и расположены кассы, в которых продаются все билеты в достопримечательности Пизы, и туристическая администрация. Несмотря на то, что экспозицию составляют работы мастеров раннего Средневековья, деятельность музея организована весьма современно. В двух мультимедийных зонах с помощью стереоизображений демонстрируется рассказ об истории Кампо-Санто и презентация о том, как спасали Пизанскую башню.
Здание музея, построенное как один корпусов больницы в XIV веке, неоднократно реставрировалось и перестраивалось. В ходе последней реконструкции ему постарались придать изначальный вид, однако кое-какие относительно современные конструктивные элементы пришлось оставить. А вот внешний вид длинного здания с двумя входами и башенками над ними так и дышит мрачноватым Средневековьем.
Падающего – поддержи
В 1275 году обнаружилось, что колокольня неумолимо продолжает падать – наклон составлял уже 50 см от оси, и если срочно не предпринять мер, последствия могут быть самыми печальными. Поначалу была мысль разрушить здание и построить вместо нее другое, но жители города то ли уже привыкли (за сотню-то лет) к своей оригинальной колокольне, то ли была еще какая-нибудь причина, но решено было башню оставить, но попытаться как-нибудь исправить ситуацию.
Сначала по мере сил и возможностей укрепляли фундамент, потом при возведении последующих этажей добавляли по 10 сантиметров с наклонной стороны. Все эти действия не возымели должного эффекта, и в результате башня оказалась короче на четыре этажа (изначально планировалась 11-этажная).
Медленный крен продолжался и продолжался, пока в конце ХХ века ситуация не стала угрожающей. Достопримечательность закрыли для посещений и объявили конкурс на лучший проект по спасению любимой башни.
Предложения посыпались градом. Многие сводились к тому, чтобы подпереть здание: прозвучало даже мнение, больше похожее на шутку: к югу от места, где находится Пизанская башня, возвести памятник горе-архитектору, и пусть он самолично поддерживает собственное творение.
Разумеется, подобные искрометные идеи не нашли поддержки у властей. В результате ценой титанических усилий и огромных многомиллионных затрат, из-под северного края постройки извлекли часть грунта — и склоненная к югу башня за счет проседания в противоположную сторону «выпрямилась» на целых полметра. Сейчас наклон составляет около 5,3 метра от оси, и специалисты говорят, что постройка стабильна.
Особенности архитектуры и история
Сооружение поражает всех, кто его видит, своей необычной формой и отделкой. Башня не похожа на большинство колоколен. Первый этаж образован аркатурой, все последующие окружены галереями.
Барельефы у наружного входа, декор из светло-серого и белого мрамора, изображения фантастических существ украшают колокольню.
Наружную часть галерей образуют изящные столбы. Закрытые арки соединяют бесчисленное количество колонн в спираль, у которой, кажется, нет ни начала, ни конца.
Приковывает внимание и внушительных размеров звонница. Здесь находится старинный колокол
Ему – более IX веков! Еще один массивный колокол-гигант весит более 3 тонн!
Немного истории:
- в январе 1172 года некая Донна Берта ди Бернардо пожертвовала 60 сольдо, на которые были приобретены несколько кусков мрамора. Эти камни были заложены в основание колокольни;
строительство в Пизе началось в 1173 году, длилось около двух веков с небольшими перерывами;
работы были завершены в 1360 году;
архитектор – Бонанно Пизано;
ошибки в расчетах, небольшой фундамент и мягкая почва привели к наклону сооружения в 1178 году уже после окончания постройки третьего этажа;
началось укрепление грунта. Через 20 лет недостроенное сооружение открыли для посещения;
в течение всей истории колокольни архитекторы и строители пытались выровнять падающую конструкцию. Все усилия были напрасны. Каждый год конструкция наклонялась еще на 1мм.
Удалось ли остановить падение башни?
Дальнейший крен знаменитой башни прекратился только в конце XX века. Лучшие умы бились над поиском верного решения. Инженеры установили массивные свинцовые бруски на бетонные опоры. Этот противовес затормозил, и постепенно, прекратил крен.
Многолетние исследования и эксперименты дали результаты. Специалисты выбирали грунт по миллиметру в нужных местах специальным буром через систему труб. Эту тонкую и сложную работу проводили мастера из разных стран.
После окончания работ в 2001 году туристы вновь смогли посещать Пизанское чудо. После тщательного контроля состояния сооружения в 2008 году ученые объявили радостное известие: падение полностью прекращено и Пизанская башня стоит!
Реставрационные работы дали результат: угол наклона стал меньше. Для сохранения достигнутых результатов ученые предприняли ряд мер:
постоянно ведется контроль состояния грунта и самого сооружения;
экскурсии проходят только в сопровождении гида, указывающего точный маршрут передвижения;
ограничено время посещения до 30 минут каждой туристической группой;
рекомендована минимизация веса посетителей. Все сумки, личные вещи, поклажу туристы оставляют внизу.
1Падающая башня – строительство
Пизанская башня была спроектирована Гульельмо и Бонанно Пизано как здание высотой около 58 метров. Строительство началось в 1173 году и продолжалось более 177 лет. Интересно, что во время строительства возникли небольшие осложнения, и башня стала слегка отклоняться от строгой вертикали – при строительстве 3-го этажа было замечено, что башня наклоняется к северу. Поэтому было решено «выпрямить» здание, и колонны и арки с юга стали строить выше… К сожалению, башня вместо выпрямления стала наклоняться с севера к югу.
Работа была прервана на 100 лет (из-за политических волнений). Несмотря на опасность, в 1350 году был добавлен последний этаж, на котором установлены колокола. И хотя во многих источниках 1350 год указан как дата завершения строительства, отделочные работы продолжались до 1372 года.
История строительства Пизанской башни
Падающая башня в Пизе – это не отдельное сооружение, а часть архитектурного ансамбля, расположенного на Площади Чудес. Кроме башни, в комплекс сооружений входят Баптистерий, Пизанский собор и кладбище Кампо-Санто. Пизанская башня является колокольней собора Богоматери Вознесения. Строительство падающей достопримечательности было начато после окончания работ по возведению Баптистерия и храма.
История падающей башни начинается в 1172 году, когда Донна Берта ди Бернардо завещала 60 сольдо на приобретение камней, служивших основанием для монументальной постройки. Основы достопримечательности были заложены в августе 1173 года. Точных данных об авторе Пизанской башни нет. Большинство историков сходятся во мнении, что символ Пизы является творением Бонанно Пизано. Также специалисты считают, что первый проект строительства был ошибочен: архитектор не учел состав и мягкость почвы, поэтому вместо вертикальной колокольни мы можем видеть падающую башню. После возведения 1-ого этажа этот недочет проявился сразу. Основание башни и построенная 11-метровая колоннада накренились в северную сторону на 4 см. На этом этапе было принято решение отложить строительство на некоторое время.
Второй этап возведения башни стартовал в 1272 году. Для предотвращения дальнейшего наклона колокольни было решено строить следующие этажи с более высокими потолками с южной (падающей) стороны. Этот маневр не дал результатов: башня продолжала крениться, кроме того, в связи с асимметричностью архитектуры была искривлена центральная ось здания.
В 1284 году возведение башни остановилось еще раз. Причиной этому стало поражение Пизы от Генуи в сражении при Мелории. В начале XIV века начался 3 этап строительства колокольни. В 1319 году жители и гости Пизы смогли увидеть 7 этаж величественной постройки. О том, когда появился последний 8 ярус, точно неизвестно. Некоторые историки полагают, что это событие произошло в 1350 году, другие источники указывают на 1360 и 1372 годы. Последний этаж характеризуется еще большим изгибом конструкции, что придает колокольне форму банана.
После строительства Пизанской башни перед властями встал новый вопрос: как сохранить постройку и предотвратить ее падение? Правительство города объявило конкурс, в котором могли принять участие все жители Пизы. При этом участникам выдвигалось главное условие: угол наклона Пизанской башни должен быть сохранен.
Предприимчивые жители Пизы выдвинули множество предложений по спасению городской достопримечательности. Среди них было немало курьезных идей. Например, оснастить постройку воздушным шаром, который бы удерживал падающую конструкцию, подпереть колокольню крупной скульптурой главного архитектора, пристроить к падающей башне аналогичную, чтобы оба объекта поддерживали друг друга, пустить вокруг колокольни трамвай для усадки почвы и пр. Конечно, ни один из перечисленных вариантов осуществлен не был.
В конце XX века были проведены масштабные работы по «выравниванию» колокольни. Ученые установили, что почва с северной стороны тверже, поэтому часть грунта было решено переместить на южную сторону объекта. Полученный результат стоил вложенных в него трудов: наклон башни уменьшился на пол метра, тем самым омолодив достопримечательность минимум на 200 лет.
На сегодняшний день Пизанская башня в Италии находится в стабильном состоянии.
Интересные факты, связанные с Пизанской башней
Пизанская башня в стране Италии очень популярна. Ее имя даже стало нарицательным. Но в мире есть другие объекты с похожим, и даже большим, наклоном:
- Джамский минарет (Афганистан),
- Башня Зурхузен (Германия), ее наклон больше 5 градусов(!),
- Пагода Хучжу (Китай), наклон 7 градусов(!),
- Башня в Туруни (Польша),
- Башня в Невьянске (Россия).
Считается, что Пизанская башня сыграла большую роль в работе Галилео Галилея, который проводил эксперименты со свободным падением тел. Эксперименты заключались в сбрасывании с башни предметов разной массы (для вертикального падения наклонное строение подходило лучше всего). Вот так строительная ошибка обернулась прорывом в науке.
Пизанская башня (Тоскана, Италия) включена в список достопримечательностей, охраняемых ЮНЕСКО. Она, безусловно, стала самым посещаемым туристическим объектом в Пизе. Но кроме башни, в городе есть немало интересных мест. Так что отправляйтесь в Пизу хотя бы на день, чтобы успеть посмотреть все!
Дары природы
Ответ на вопрос, где находится Пизанская башня, в каком городе и какой стране, знает каждый мало-мальски образованный человек. Небольшой населенный пункт (всего 100 тыс. жителей) под названием Пиза на Севере Италии стал местом паломничества многочисленных туристов большей частью из-за уникального строения.
Благодарить за столь необычную достопримечательность следует саму природу, случай и архитекторскую неудачу. Пиза расположена в речной долине, почва тут илистая, мягкая.
Трехметрового фундамента для 50-метровой постройки было явно недостаточно, а кроме того, строителям еще и не повезло: место, где находится Пизанская башня, оказалось с точки зрения состава грунтов неоднородным. Практически сразу обнаружилось, что с южной стороны почва значительно податливее – здание начало крениться еще во время возведения первого этажа. А когда был завершен третий, наклон составлял уже около 4 см от оси.
История создания Пизанской башни в Италии
Если вдуматься, то само возведение падающей башни кажется одним сплошным недоразумением. Автор проекта колокольни так и остался неизвестным, строительные работы, дважды прерванные на весьма длительный срок, затянулись почти на два столетия, а начала своё падение Пизанская башня ещё даже не будучи достроенной.
На живописном зелёном лугу на окраине Пизы 9 августа 1174 года был заложен первый камень целого ансамбля нового христианского собора Санта-Мария Ассунта, состоящий из храма, колокольной башни и баптистерия. Даже здесь не обошлось без недоразумений. Оказалось, летоисчисление, которое велось в Пизе, на целый год опережает календарь во всём мире. Так что, датой начала строительства Пизанской башни следует считать год 1173. Как утверждают некоторые историки, первыми архитекторами колокольни были Вильгельм фон Инсбрук и Боннано Пизано.
Ранее считалось, что угол наклона башни – это гениальная задумка архитекторов, жаждущих продемонстрировать свои недюжинный ум и талант. Но время опровергло данную теорию. Сам проект просто оказался неверным в корне, а вернее – в фундаменте. Чересчур маленький для такого высокого здания трёхметровый фундамент был неровно положен на слишком мягкий грунт. А возможно, Боннано Пизано ещё и просто сэкономил на фундаменте. В результате уже после возведения третьего этажа Пизанская башня на 4см отклонилась от вертикали и начала своё легендарное стремление к земле. Это случилось в 1178 году. Пизано предпочёл сбежать из города. Хотя некоторые источники утверждают, что его просто с позором выгнали недовольные горожане. Тогда же впервые были временно отложены строительные работы.
Проседающую почву укрепили, а незаконченную колокольную башню временно открыли через 20 лет в 1198 году. Следующие сто лет строительство то «размораживали», то снова откладывали. В 1233 году был возведён один этаж, и проект снова «заморозили». Во второй половине XIII века колокольне не хватало до вертикали уже полметра. И вот в 1275 году два других архитектора-оптимиста: Джованни ди Симоне и Джованни Пизано заявили, что смогут довести строительство звонницы при храме до его логического завершения. Их проекты предусматривали выравнивание Пизанской башни по вертикали. Ярусы Пизанской башни располагались таким образом, чтобы каждый последующий этаж уходил на 10см от наклонной. Но и это не принесло результатов. Пизанская башня не только не перестала крениться, но стала ещё и кривой.
Лишь внуку первого архитектора Томмазо Пизано удалось завершить «пизанскую эпопею». С 1350 по 1372 годы он занимался тем, что возводил звонницу на вершине. По его замыслу она должна была уравновесить конструкцию и остановить падение. Этого не случилось, но сама звонница выглядит поразительно вертикально на фоне башни.
Спасательные мероприятия
На протяжении всей истории существования городские власти прилагают все возможные усилия, чтобы спасти Пизанскую башню от неминуемого падения. Её неоднократно закрывали на реконструкцию, а потом снова открывали. Её поддерживали тросами, устанавливали свинцовые противовесы, проводили работы по укреплению фундамента… И всё безрезультатно. Колокольня продолжает отклоняться на юг от вертикали примерно на 1 мм за год. Правда, последняя реставрация, законченная в 2010 году сократила угол наклона Пизанской башни до 3° 54′, а земляные работы привели к тому, что, отклонившись на север на несколько сантиметров, колокольня осела. Это позволило учёным заявить о том, что падение на какое-то время остановлено.
Пизанская башня для туристов
В наши дни падающая башня, на пять метров отклонившаяся от вертикальной оси, регулярно принимает гостей. Традиционно туристы могли посетить Пизанскую башню с сопровождающим в группе состоящей не более чем из 40 человек летом с 8.30 до 20.30. Но сезон 2013 года стал первым, когда главную достопримечательность Пизы открыли для посещения до 22.00. Стоимость билета – 15 евро. Длительность экскурсии – 35 – 40 минут. Кроме звонницы на вершине, ни на один другой этаж гостей не пускают. До осмотра не допускаются дети в возрасте до 8 лет. А старшим экскурсантам стоит задуматься о своей физической форме: узкая винтовая лестница – тяжёлое испытание для людей в возрасте.
Ориентация на местности
Пиза — город равнинный, но с северо-востока к нему подступают отроги Апуанских Альп, которые создают живописный фон.
В Пизе можно выделить четыре главных центра:
- официально-административный центр — пьяцца Витторио Эммануэле II-го. Именно туда в первую очередь попадают те, кто прибывают в Пизу на поезде. Это, образно говоря, «прихожая» города.
- центр городской общественной жизни, самое бойкое место города – это мост Понте ди Меццо (Средний мост) и соединяемые им площади 20-го Сентября и Гарибальди.
- исторический центр Пизы – пьяцца деи Кавальери (Рыцарская площадь), построенная на месте бывшего римского форума и впоследствии ставшая центром военно-морского рыцарского ордена Сан-Стефано.
- культурный и туристический центр города – пьяцца деи Мираколи (Площадь Чудес), объект ЮНЕСКО. Там находятся Пизанский собор, Баптистерий, Пизанская башня и мемориальное кладбище Кампо Санто. Другое название площади – Пьяцца ди Дуомо, Соборная.
Пройдемся через все эти центры.