Павлодарская область

Вторая половина XIX века — начало XX века[]

В созданном тогда генеральном плане чётко отражена история возникновения города: бывшая Коряковская станица остается как казачья часть города, а новое строительство, в основном, предполагается в мещанской северной части. Границей между этими районами станет переулок № 1 — нынешняя улица Луначарского, на которой стоит русский драматический театр. Описание этого места, относящееся к 1865 году:

« Пять улиц обстроены по большей части ветхими домами (казачья часть), между которыми изредка выглядывают дома весьма приличной наружности. Новый город ещё только отстраивается. Площадь, на которой помещена деревянная церковь, а за нею лавки, гостиный ряд — вот и весь Павлодар »
Но уже начинают вовсю разворачиваться купцы, в основном русские и татарские. Нынешний драмтеатр отстроен на основе двух купеческих домов — Баландина (ближе к кафе) и Сурикова (угол Ленина и Луначарского). Напротив, через улицу Ленина — здание одного из павлодарских банков, глубже (Ленина, 153) — дом купца Охапкина. Начинают отстраиваться торговые ряды из кирпича, закладывается торговый дом Дерова (ныне музей), почтово-телеграфная контора и ещё много зданий — кирпичных и деревянных, купеческих домов, магазинов, учебных заведений, церквей. Уже в 1900 году Н. Коншин в своих «Путевых набросках» писал:

« Несколько улиц с деревянными домишками, среди которых каменное здание тюрьмы выглядело настоящим дворцом, — таким был Павлодар всего 10 лет назад. Но за последние 10 лет город очень разросся, отстроился, и теперь Павлодар один из лучших городов в Семипалатинской области с блестящим будущим, как уверены сами павлодарцы »
Статистика отмечала, что в 1904 году в городе было 33 улицы и переулка.

« Водоснабжение из колодцев и Иртыша, вывозка нечистот производится в бочках. Благоустройства в городе совершенно нет: отсутствуют мощеные улицы, тротуары, электроосвещение на улицах, транспорт. Из промышленных предприятий — 10 фабрик и заводов кустарного типа, ремесленники, одна скотобойня»

А уже в 1910 году:

« тротуаров — 0,3 версты, 45 керосиновых фонарей, летом — 120 извозчиков, зимой — 135 »
«Азиатская Россия» в 1914 году констатирует:

« Из уездных городов Семипалатинской области нужно также особо упомянуть Павлодар. В смысле благоустройства быстро прогрессирует. Уже вовсю по Иртышу ходят пароходы, ветряные мельницы фабриканты Герцен и Тиссен заменили паровыми, уже от угольных шахт Экибастуза проложена железная дорога к Иртышу. Нарастают купеческие капиталы. Татарин Ф. Рамазанов выстроил мечеть, А. Деров заложил на свои деньги Владимирский собор, на базарной площади выстроен деревянный цирк-шапито »
Смена общественно-экономической формации в стране в октябре 1917 года какого-либо резкого изменения в архитектурный облик города не внесла. Правда, в районе Затона появляется городок судостроителей с клубом им. Куйбышева и школой № 13. В 20-х годах строится новое деревянное здание для предполагаемого железнодорожного вокзала в районе нынешнего локомотивного депо. Само по себе оно представляло интересный образчик деревянного зодчества, пережило социализм и перестройку, но в 1990-е попало в частные руки, сгорело, в 2011 году начата реконструкция, открытие намечено на 9 мая 2011 года. В 30-е годы были порушены все павлодарские церкви, минарет на мечети. Из кирпича бывшего Троицкого собора был выстроен шестнадцатиквартирный дом — т. н. «шишка». Правда, уцелел недостроенный Владимирский собор, который пытались взорвать позже, в середине 70-х годов его разобрали отбойными молотками. Он помешал реконструкции завода «Октябрь», который в 1942 году был эвакуирован в Павлодар из Краснодара.

Общие сведения о Павлодаре

Перед тем как отправляться в путешествие, необходимо изучить историю Павлодара, его национальный состав, а также погоду в разные периоды года. Эта информация поможет лучше подготовиться к поездке и избежать возникновения непредвиденных трудностей.

Географическое положение и полезная информация

Павлодар — это крупный город, расположенный на правом берегу реки Иртыш на северо-востоке Казахстана. Он является административным центром Павлодарской области и находится на расстоянии 450 км от столицы государства — Нур-Султана. Среди других особенностей географического положения выделяют:

  • координаты на карте — 52 градуса северной широты и 76 градусов восточной долготы;
  • часовой пояс — UTC+6;
  • высота над уровнем моря — 123 м.

Путешественник перед поездкой в Павлодарскую область должен изучить информацию об этом регионе. Она поможет лучше ориентироваться в незнакомом месте. Важная информация:

  • почтовый индекс — 140017;
  • телефонный код — +7 7182;
  • автомобильный код — 14 (старый вариант — S);
  • денежная единица — тенге (согласно международному курсу валют 1 тенге равен 0,0026 доллара США).

Население города

На начало 2018 года численность населения Павлодара и его пригородов составила 360 тыс. 48 человек. Бо́льшая часть жителей проживает в черте города, площадь которого превышает 350 кв. км. В состав Павлодара входят несколько сельских округов, суммарное количество людей в которых составляет около 15 тыс. человек. Перечень округов, относящихся к городскому району:

  • Жанааульский;
  • Кенжекольский;
  • Мойылдинский;
  • Ленинский.

На территории городского акимата проживают представители многих национальностей. При этом примерно половина населения (46,2%) приходится на казахов. Среди других народов представлены:

  • русские;
  • украинцы;
  • белорусы;
  • татары;
  • немцы;
  • азербайджанцы;
  • молдаване;
  • ингуши.

Климатические условия

Павлодар расположен в зоне резко континентального климата, для которого характерны суровая и снежная зима и сравнительно прохладное лето. В январе средняя температура воздуха составляет 15 градусов ниже нуля, в июле — 21 градус тепла.

В течение года в Павлодаре выпадает до 30 см осадков. При этом их распределение довольно неравномерное. С апреля по октябрь здесь выпадает до 70% от годовой нормы осадков, а в холодный период — всего 30%.

Значительная часть Павлодарской области расположена на Западно-Сибирской равнине, которая является самой большой на планете. Из-за этого здесь практически нет возвышенностей, закрывающих город от сильных ветров. Несмотря на это, рельеф местности не сказывается негативно на туристическом бизнесе.

Промышленность и транспорт

Павлодар является не только административным, но и промышленным центром региона. На территории города расположено множество предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, газа, нефти и воды. Кроме этого, областной центр славится своей обрабатывающей промышленностью и возможностью производить электроэнергию. Среди наиболее крупных предприятий выделяют следующие:

  • Казахстанский электролизный завод;
  • Павлодарский нефтехимический завод;
  • Павлодарский машиностроительный завод;
  • Алюминий Казахстана;
  • Казэнергокабель.

Транспортная система Павлодара считается одной из лучших в Казахстане. Благодаря этому доехать до города можно просто и быстро.

В большинстве случаев иностранные туристы приезжают в Павлодар из Нур-Султана. Для этого они используют личный транспорт или специальный автобус, который доставляет пассажиров в любую точку города. Среди альтернативных видов можно выбрать самолёт. Местный аэропорт хоть и не считается элитным, но способен принимать рейсы 7 дней в неделю.

Карта Павлодара с домами

Центральная часть города находится между проспектом Кутузова и набережной Иртыша. В историческом районе на карте Павлодара с домами можно рассмотреть такие объекты, как:

  • Акимат Павлодарской области;
  • Музей литературы и искусства;
  • Мечеть им. Машкур Жусупа;
  • Музей пластинок;
  • Мечеть Бижан;
  • Церковь Рождества Христова;
  • Торговые центры;
  • Банки.

Жилищная застройка города представлена типовыми панельными высотными домами. Частный сектор незначителен и находится по большей части на окраинах города. Чтобы найти любое здание, можно воспользоваться картой Павлодара с номерами домов. Она поможет рассмотреть административные, жилые, культурные и исторические объекты населенного пункта.

На территории города находятся:

  • 48 школ;
  • Музыкальное училище;
  • Химико-биологическая специализированная школа;
  • 3 института;
  • 3 университета.

Религиозная жизнь городских общин проходит в 3 мечетях и 2 православных храмах. Также в городе существует католическая община, но у нее пока нет собственного постоянного дома.

Праздники и развлечения проходят на благоустроенном городском пляже. Найти его можно на подробной карте Павлодара. Здесь устраивают концерты приезжие и местные артисты, проводятся детские мероприятия и конкурсы. В районе пляжа работают катера, которые переправляют города на другой берег реки.

Форпост[]

Коряковский форпост

Павлодар ведёт свою историю с 1720 года, когда в ряду военных крепостей и форпостов России на Иртыше появился форпост Коряковский, названный так потому, что был выстроен рядом со складами соли, добываемой на Коряковском озере. Располагался он примерно в районе нынешней городской спасательной станции и завода «Октябрь». По сохранившимся документам, форпост имел форму квадрата 50 на 50 метров, был обнесён высоким бревенчатым частоколом, по углам имел бастионы с артиллерийскими батареями. Во внутренней части располагались казармы, снаружи — конюшни и баня. Весь гарнизон форпоста состоял из 48 человек. Форпост был построен в целях закрепления колонизации новых земель и защиты от набегов казахов и жонгар.

Спустя 25 лет форпост несколько расширил свои границы, был увеличен гарнизон, появились дополнительные постройки для казаков, назначавшихся на соледобычу. Ещё спустя два десятка лет было получено разрешение отставным драгунам и солдатам селиться на свободных местах. Здесь же разрешили селиться подрядчикам и чиновникам соляного ведомства. В Павлодарском историко-краеведческом музее имеется любопытный документ — план Коряковского форпоста в 1765 году. Кроме казарм, канцелярии, офицерских покоев и порохового погреба внутри самого укрепления, снаружи обозначены конюшни, сараи для обоза, соляной амбар, два провиантских магазина. На окраине своеобразного поселка рядом с таможней — кабак. На берегу Иртыша — бани. Знаменитый путешественник П. С. Паллас оставил нам описание форпоста, относящееся к 1770 году:

«Сей форпост всех прочих по Иртышу многолюднее и имеет лучшие там строения. Комиссар соляного ведомства и подрядчик поставки соли живут здесь в изрядных домах, выстроены обширные слободы, разделенные «на улицы»

Что посмотреть в Павлодаре

  • Мечеть имени Машхура Жусупа
  • Дом купца Зайцева
  • Русский Драматический Театр имени Чехова
  • Дом купца Охапкина
  • Торговый дом купца А. Дерова
  • Дом-музей песенного творчества Майры Шамсутдиновой
  • Дом купца Сорокина
  • Благовещенский Кафедральный Собор
  • Дом-музей Шафера
  • Дом-музей Павла Васильева

Куда сходить в Павлодаре

Театр Чехова в Павлодаре

Павлодарский областной театр драмы имени А. П. Чехова — крупнейший театр города Павлодар в Казахстане. Театр…

Дом-музей Павла Васильева

Небольшой деревянный домик с голубыми оконными ставнями, тесовыми воротами и маленьким садом — первое,…

Дом купца Зайцева

Дом купца Зайцева является памятником деревянного зодчества XIX века. Расположен в городе Павлодаре, на северо-востоке…

Дом купца Сорокина

Дом купца Сорокина расположен в городе Павлодар, в Республике Казахстан. Был построен в 1890 году для местных…

Дом-музей Шафера

Дом-музей Шафера — просто рай для любителей грампластинок и других раритетных вещей. Учреждение, расположенное…

Дом-музей песенного творчества Майры Шамсутдиновой

Дом-музей песенного творчества Майры Шамсутдиновой посвящён народной певице Казахстана, которая ушла из жизни в …

Интересные места в Павлодаре

Достопримечательности

Достопримечательности (8)

Храмы, соборы, мечети (2)

Музеи и галереи

Музеи (3)

Развлечения

Театры (1)

Парки и зоны отдыха

Озера (1)

Транспорт

ЖД вокзалы (1)

Автовокзалы (1)

Аэропорты (1)

Карта Павлодара
Отзывы туристов
Вопрос-ответ

Погода
Советы

Отели Павлодара

Где остановиться в Павлодаре


Компания Booking.com предлагает к бронированию более 50 отелей Павлодара.
Вы сможете подобрать отель, используя разнообразные фильтры: звездность отеля, тип отеля (отель, апартаменты, вилла, хостел и т.д.), стоимость, расположение отеля, оценки людей, посетивших отель, наличие Wi-Fi и многое другое. Перейти в сервис подбора и бронирования отеля в Павлодаре.

Популярные маршруты из / в / через Павлодар, сохраненные пользователями (481)

Используя сохраненные маршруты, вы можете добавлять комментарии и заметки. Маршруты расположены в порядке популярности за прошедшие 30 дней.

1. Семей — Павлодар2. Павлодар — Алаколь3. Павлодар — Нур-Султан (Астана)4. Павлодар — Благовещенка5. Алматы — Павлодар6. Павлодар — Караганда7. Павлодар — Мичурина8. Павлодар — Усть-Каменогорск9. Караганда — Павлодар10. Павлодар — Успенка11. Павлодар — Омск12. Караганда — Павлодар — Семей13. Павлодар — Байкал14. Павлодар — Шалдай15. Павлодар — Новосибирск16. Павлодар — Григорьевка17. Новосибирск — Павлодар — Нур-Султан (Астана)18. Павлодар — Костанай19. Караганда — Павлодар — Омск20. Щербакты — Павлодар

Освоение целины[]

Освоение целины

Своё «второе дыхание» город получил в целинные годы. Начало нового мощного строительства было связано с решением строить здесь комбайновый и алюминиевый заводы. В начале января 1955 года в Павлодар начали прибывать первые механизированные колонны строителей. Для управленческих служб и сотрудников с семьями строились щитосборные дома, открывались новые магазины и столовые, бытовые точки. Так, на северной окраине города вырастал временный городок, который стали называть Административным.

Начинается строительство стройбазы ТЭЦ-2 и производственных корпусов заводов. На месте нынешнего трамвайного управления установили 28 железнодорожных вагонов с чугунными печками, от вагона к вагону перебросили мостки — здесь начал работу штаб громадной стройки. В городе начинается строительство сетей городского водопровода и канализации. Одновременно решаются вопросы электроснабжения. Один из строителей-целинников И. Большаков оставил интересные воспоминания о Павлодаре тех лет:

« Вспоминается, как майским утром 1955 года мы вышли из вагона московского поезда на станции Павлодар. Вокзал располагался в то время в ветхом здании в районе теперешнего автовокзала. Автобусного сообщения в городе не было, и нам пришлось ехать в гостиницу на ломовой телеге. Город был неблагоустроенный. От здания вокзала влево простиралась бескрайняя степь, а справа виднелись приземистые очертания мазанок с плоскими крышами. Над ними как маяк возвышался единственный «небоскрёб» — трёхэтажное здание, сохранившееся до сих пор под названием «шестнадцатиквартирный дом». В гостинице (в современном Павлодаре — здание филармонии) смыв с себя дорожную грязь, мы решили осмотреть город и набережную Иртыша. Побродив по пыльным улицам, мы вынесли крайне неприятное впечатление. Город был мало озеленён, отсутствовали мощёные улицы и тротуары, плохо было с наружным освещением, не видно было колонок городского водоснабжения <…> с высокого обрывистого берега Иртыша открывался прекрасный вид на зелёную пойму левобережья. Внизу у берега вручную разгружались баржи и пароходы. Тут же по колено в воде стояла лошадь, запряжённая в телегу с бочкой. Пожилой казах, стоя на телеге, ведром на длинном шесте, не торопясь, наполнял бочку речной водой, которую потом развозил для населения за плату. »
Одновременно со строительством промышленных объектов началось и строительство жилья для будущих рабочих заводов. В мае 1955 года в торжественной обстановке экскаватор вынул первый ковш из котлована будущего пятиэтажного дома под номером один по ул. 1-го Мая. С 1956 года население Павлодара стало интенсивно нарастать. Со всех концов СССР ехали опытные специалисты, приезжали по распределению и молодые, только что окончившие вузы; из-за этого процент этнического казахского населения упал до 9 процентов, а казахский язык преподавался лишь в двух школах. Чтобы как-то решить проблему острого недостатка жилья для приехавших квалифицированных специалистов, начинается интенсивное строительство частного посёлка в восточной части города — «Второй Павлодар». Дирекция комбайнового завода принимает решение форсировать строительство жилого массива по улице Куйбышева — «старые пятиэтажки», как их сейчас называют горожане. Одновременно строится детский сад, ясли. Уже в декабре 1956 года госкомиссия приняла в эксплуатацию первые три пятиэтажки по ул. 1-го Мая. Начинается строительство двухэтажного магазина — «двадцать пятого», кинотеатра «Октябрь», школы № 3, в которой позднее разместился пединститут.

Климат и погода в Павлодаре

Прогноз погоды

среда29.09

+7°C
+4 … +7°C
100%

в, 6 м/с

четверг30.09

+7°C
+6 … +7°C
100%

з, 3 м/с

пятница01.10

+5°C
+6 … +5°C
87%

з, 8 м/с

суббота02.10

+4°C
+3 … +4°C
45%

з, 7 м/с

воскресенье03.10

+4°C
+2 … +4°C
83%

сз, 4 м/с

понедельник04.10

+3°C
-1 … +3°C
70%

сз, 5 м/с

Погода в Павлодаре на 10 и 14 дней на «Погода.Туристер.Ру»

Погода в Павлодаре по месяцам

  Температураднем, °C Температураночью, °C Количествоосадков, мм
Январь -20 -21 10.8
Февраль -12 -15 8.8
Март -5 -8 18.7
Апрель 10 2 16.6
Май 21 13 34.5
Июнь 22 14 36
Июль 25 17 52.1
Август 23 16 35.9
Сентябрь 15 9 18.5
Октябрь 6 3 27.3
Ноябрь -4 -6 26.3
Декабрь -16 -17 19.7

Карта Павлодара с улицами

Активная застройка микрорайонов вокруг исторического центра началась в 60-е гг., это время ознаменовалось для Павлодара возведением заводов, мостов через Иртыш, прокладкой красивых, просторных улиц. Советские архитекторы спланировали их в четком соответствии с прямоугольной геометрией. Самая длинная магистраль города, которую можно найти на карте Павлодара с улицами – проспект Кутузова. Она является частью областной автодороги М-38, которая проходит через город.

Главные улицы города:

  • Академика Сатпаева;
  • Торайгырова;
  • Естая;
  • Ломова;
  • Суворова;
  • Торговая.

На севере выезд из города осуществляется по Омскому шоссе, которое ведет к большому автомобильному мосту через Иртыш.

Отличительной чертой городского общественного транспорта Павлодара является крупная трамвайная сеть. Ее протяженность превышает 90 км. А всего на линию ежедневно выходит около 110 трамваев.

Более 100 лет в городе действует железная дорога. Пассажирский автовокзал можно найти на карте Павлодара с улицами и домами, он расположен в районе улицы Чкалова. Железная дорога отделяет городские кварталы от крупной промышленной зоны, которая расположена в северной части населенного пункта. Рядом с железнодорожным вокзалом расположен главный Павлодарский автовокзал.

На южной окраине расположен аэропорт, который выполняет внутренние рейсы.

Как доехать до соленого озера Маралды

Проехать к озеру Маралды можно из близлежащего города Павлодара. Город находится в 60 километрах западнее водоема. Сюда можно доехать на общественном транспорте. В селе Хмельницкое есть станция «Маралды» через которую проходят поезда.

Добраться из Павлодара на автобусе можно в ближайшую деревню Маралды, которая находится недалеко от трассы Р-173. Также во время летнего сезона из Павлодара идет прямой автобус к озеру. Расписание можно узнать на автостанции города.

Через станцию «Маралды», которая находится в селе Хмельницкое, идут поезда направлений «Караганда-Томск», «Алексеевка-Павлодар». От станции можно доехать к озеру на автомобиле. Ехать примерно 20 минут.

Из Павлодара к озеру Маралды можно доехать на автомобиле. Добираться к водоему нужно через трассу А-18 и Р-173. Поездка займет около 1 часа.

Схема маршрута Павлодар-соленое озеро Маралды на карте Google maps

Доехать к водоему можно на местном такси из Павлодара. В городе работают Яндекс. Такси, Любимое, 14 регион, Форсаж.

Видеообзор озера Маралды

Посёлок, заштатный город[]

В течение второй половины XVIII века иртышское укрепление теряло своё военно-стратегическое значение, в связи с тем, что колонизация Казахстана продвинулась дальше на юг. Крепости и форпосты становились обычными сёлами и станицами, в которые было завезено население с центральной части империи. Коряковский форпост становится одним из центров соледобычи в Сибири. В 1838 году он был преобразован в станицу Коряковскую, и из Ямышева сюда были переведены казачья школа (старожилы-павлодарцы помнят это здание по ул. Ленина, бывшая школа № 1) и полковой лазарет.

К этому времени станица разрастается от первоначального форпоста в сторону речного вокзала. Выгодное положение станицы, расположенной на берегу большой судоходной реки, соседство с округами, где развивались разработки свинца, меди, серебра, перекрестье торговых путей с кочевой степью — все эти обстоятельства были очень выгодными для экономического развития станицы. Именно купеческое сословие, всё более увеличивавшееся численно, с середины XIX века начинает настойчиво добиваться изменения статуса казачьей станицы, что дало бы им право чувствовать себя здесь не гостями, но хозяевами.

Наконец, 4(16) апреля 1861 года Коряков получает статус «заштатного города с наименованием Павлодар, в честь новорождённого Великого князя Павла Александровича». Немногим позднее город становится уездным центром Семипалатинской области.

Дальнейшее развитие города[]

Союзным планом создания промышленного энергетического района предусматривалось размещение в Павлодаре целого ряда крупных промышленных объектов: комбайнового, алюминиевого, нефтеперерабатывающего заводов, химкомбината и заводов стройиндустрии.

Население города предполагалось в пределах 230 тыс. человек. И генплан застройки города, разработанный институтом «Ленгипрогор», был утвержден в 1957 году. В 1968 году его скорректировали с учетом новых обстоятельств, и уже расчетное население определялось в 380 тыс. человек. В городе появляется новая гостиница «Север», больничный городок (в настоящее время — II городская больница), строительный техникум, заложен городской сад, строится гостиница «Казахстан», здание обкома партии. С организацией в Целинограде головного проектного института «Целинпроект» в городе образовывается его филиал, и коллектив этого филиала разрабатывает проекты зданий телецентра со 180-метровой башней, туберкулёзного диспансера, новый корпус педагогического училища, административное здание индустриального института, первого в Павлодаре микрорайона в границах улиц Куйбышева (Торайгырова), Кутузова, Лермонтова и Короленко. В 1969 году организовывается институт «Казсевсельпроект», сотрудники которого продолжали работу над архитектурным оформлением города.

Местные архивы документов позволяют назвать и точную дату первого субботника — в 1966 году дирекция комбайнового завода и горком партии организовали общественные работы по посадке деревьев в Первомайском сквере, где раньше был выгон для частновладельческого скота. К тому же времени относится и начало работ по благоустройству обрывистого берега Иртыша в начале ул. 40 лет ВЛКСМ (Исиналиева).

« Благодаря мощной механизации и дружному труду всех участников, берег реки за несколько часов стал неузнаваемым. Была проведена планировка территории и откосов, посыпан песком участок пляжа, проложены пешеходные дорожки, построена на берегу бетонная балюстрада, установлены опоры наружного освещения и постаменты для скульптур »
— вспоминает один из участников этого события.

В то же время началось строительство первого в городе стадиона по ул. Толстого, начатая по инициативе первого секретаря горкома партии В. Крамынина. Работы по благоустройству города велись за счет новых заводов: комбайновый замостил улицы и тротуары по улице Мира, Куйбышева, 1 Мая, Дзержинского и подъездные дороги к заводу, алюминиевый завод выполнил работы по ул. Свердлова (Ломова) и подъездную дорогу к ТЭЦ-1. С этого же времени открыто регулярное движение автобусов, связавших крупные стройки с городом. Начинается строительство и в 1965 году — вводится в строй первый участок трамвайной линии. За счет заводов идет реконструкция всего павлодарского железнодорожного узла.

Особенности водоема

Озеро Маралды находится в районе Кулундинской степи. Водоем имеет форму овала. Площадь его примерно 5400 гектара, средняя глубина — 3,3 метра. Береговая линия пологая, кое-где встречаются резкие обрывы. Глубина нарастает постепенно, без резких перепадов. Прибрежная полоса сложена из песков.

Основную ценность озера Маралды представляет лечебная вода и грязь. Терапия рапой и грязью может поправить здоровье и вылечить от разных заболеваний на ранних стадиях. В прибрежной полосе встречаются залежи лечебной голубой, серой и белой глины, которая применяется в косметологических целях.

В воде этого соленого источника живут колонии маленьких рачков Артемия. Именно из-за них вода в озере имеет красноватый оттенок. Этот вид ракообразных очень ценен, поэтому браконьеры ведут охоту на них. Артемия используется в косметологии, медицине, в пищевой промышленности и сельском хозяйстве.

Сайт Акимат Щербактинского района

Вода в источнике сульфатно-хлоридная натриево-магниевая, грязь — иловая. Минерализация водоема достаточно высокая, примерно 250 грамм на литр. В этом источнике можно наблюдать интересный феномен — вода на дне теплее на 10–15 °С, чем на поверхности.

Недалеко от озера Маралды течет искусственный родник. Вода в нем также имеет лечебные свойства. Она сульфатно-хлоридная натриевая с минерализацией около 2,6 грамм на литр.

Целебная грязь и рапа озера Маралды способны излечить от множества разных заболеваний. Лечение иловой грязью применяется при ревматизме, болях в суставах, терапии костно-мышечной и нервной систем, гинекологических, урологических, кожных заболеваниях. Также рапу и грязь озера Маралды используют при лечении органов дыхания и начальных стадиях сахарного диабета.

Минеральная вода из родника, который находится недалеко от озера, также имеет лечебные свойства. Ее назначают при желудочно-кишечных заболеваниях, болезни нервной и эндокринной систем, нарушении работы обмена веществ, в качестве терапии при профессиональных отравлениях тяжелыми металлами.

Помимо положительного эффекта на организм, лечение рапой и грязью соленого озера Маралды имеет ряд противопоказаний. Людям с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой систем, туберкулезом любых органов, заболеваниях крови и различными злокачественными опухолями противопоказано такое лечение.

Сайт Акимат Щербактинского района