Содержание
- Буква С
- Как проходит логопедическое занятие по постановке звука [р]
- Ход занятия:
- До какого возраста неумение выговаривать Р считается нормой
- Зарядка для языка: артикуляционные упражнения
- Узнаем как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку в любом возрасте?
- Автоматизация звука
- Причины
- Почему ребенок не выговаривает букву Р?
- До какого возраста это должно исправиться
- Упражнения для выработки произношения звука Р
- Буква Р
- Учим ребенка говорить букву “р”
Буква С
Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:
- звук вообще отсутствует (сок — ок),
- он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
- ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).
Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.
Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.
Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.
Упражнения надо чередовать между собой и выполнять под размеренный счет.
- «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
- «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
- «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
- «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
- «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.
Игры с буквой С
- Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
- Песенки, стишки, потешки.
Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.
Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.
Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.
- Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
- Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
- Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.
Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит.(Нос)
У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет.(Сосулька)
Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло.(Снег)
- Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
- Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)
Скороговорки с буквой С
- Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- У Сени с Саней в сетях сом с усами.
- Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
- Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
- У киски в миске сливки скисли.
- Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
- В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
- Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.
Как проходит логопедическое занятие по постановке звука [р]
Как научить ребенка выговаривать букву Р ответит любой взрослый — отвести к специалисту. Логопед с помощью упражнений сможет поставить правильную речь.
Занятия проходят с целью подготовить ротовую полость к правильным движениям языка. Основными задачами считают:
- Показать как правильно должен формироваться звук.
- Тренировать артикуляционную моторику.
- Научиться управлять потоком воздуха.
- Научиться идти к поставленной цели.
Для занятия потребуется зеркало для понимания как проходит гимнастика, мяч, машина, лягушка с языком.
Упражнения для постановки звука для детей:
- Игра с мячом на повторение животных.
- Широкая улыбка.
- Шевеление языком вне рта вверх и вниз.
- Высовывать и засовывать язык.
- Высовывая язык класть его на нижнюю губу.
- Облизывать губы.
- Дуть, не надувая щек.
- Рычать
- Тарахтеть как автомобиль.
После работы малыш узнает, что ему необходимо выучить на следующее занятие.
Благодаря гимнастике мышцы рта начинают правильно функционировать
Упражнения для постановки звука для детей
Существует множество методик для улучшения произношения звука . Если малыш способен быстро осилить одно упражнение, то нужно переходить к другому. Если задания оказались сложными, то их нужно проговаривать по 7 раз в день. Проговаривать задания можно в разной последовательности, чтобы чадо не заскучало.
Эмоциональное состояние ребенка в это время очень ранимо. Его нужно поддерживать за каждый успех и не ругать за неудачи. Сравнивать малыша с другими сверстниками не стоит. Это может пагубно повлиять на психику и дальнейшее развитие малыша.
Упражнения для постановки звука у детей:
- Языком касаться альвеол и обратно.
- Язык находится на альвеолах, при этом нужно сильно дуть.
- Цокать как лошадка.
- Останавливать лошадку.
- Выкладывать язык на нижнюю губу, словно на тарелку. Это упражнение лучше делать перед зеркалом.
- Стучать языком по альвеолам.
- Трещать, как сорока (трррррррррр).
- Подражать мотору автомобиля.
- Язык расположить на альвеолах и говорить звуки (дддд, дддддр, ррррр).
Тренировка дыхания
Тренировка не должна утомить ребенка. Во время гимнастики упражнения должны помочь в следующем:
- Вызвать интерес к занятиям.
- Развить просодику речи.
- Ускорить правильное произношение.
Упражнения:
- Дуть на ватку, надувать шар или задувать свечку.
- Произносить гласные соединения: «а-уа-ууа-ааээ-ээоо-ооиии».
- Произносить глухие согласные.
- Произносить звонкие согласные.
- Вдох через нос и выдох через рот в течение минуты с задержкой дыхания.
- Сильный выдох.
- Выдох с произношением буквы с.
Артикуляционная гимнастика
Тренировка артикуляционных мышц способствует постоянной речи у человека. Речевые навыки начинают развиваться с рождения. Такая гимнастика поможет укрепить мышцы и устранить трудности произношения на любом году жизни.
Тренировки должны проходить в игровой форме. Занятия проходят с интересом, имея красочный дидактический материал. Видя себя в зеркале, ребенок охотнее выполняет упражнения. Если задание не получается выполнить, то родитель должен чистыми руками помочь своему чаду направить язык.
Обратите внимание! Для начала достаточно 2 упражнений. С каждым занятием можно прибавлять по одному. Упражнения для мышц:
Упражнения для мышц:
- Широко раскрыть рот и посидеть так 10 секунд.
- Сделать губы, как у уточки и застыть.
- Языком вертеть в разные стороны.
- Надувать щеки и сдувать.
- Втягивать щеки и возвращаться в обратное положение.
Если язык не может выполнять действия, то можно помогать ему чистыми руками или посторонними предметами. Главное гигиена и следить за проведением занятий.
Упражнение при котором нужно дотянуться языком до носа
Техника постановки
Правильная постановка звука включает в себя учет тонуса мышц, подвижность, артикулярную готовность. Мероприятия по постановке звука необходимо проводить комплексно. Занимаясь, гимнастикой, массажем, речевыми упражнениями и развитием моторики.
Речевая гимнастика
Упражнения во время гимнастики влияют на следующее:
Дыхание.
Слух.
Внимание.
Тембр голоса.
Мышцы ротовой полости.
Обратите внимание! Они развивают связь речи и движений, произношение. Упражнения:. Упражнения:
Упражнения:
- Повторять голосом речевые команды и воплощать их в движение.
- Повторять за логопедом скороговорки.
- Изображать ветер.
- Говорить с нарастающим звуком.
- Произносить слоги.
Ход занятия:
Вводная часть. (2 мин.)
Организационный момент:
(Логопед и дети приветствуют друг друга, садятся на места.)
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови последний звук». Я буду говорить начало слова, а вы добавляете последний звук:
самолеТ, замоК, диваН …
(Дети добавляют последний звукв предложенные слова:САМОЛЕ (Т)
Основная часть. (20 мин.)
1. Закрепление пройденного материала.
Игра «Чудесная шкатулка».
Логопед: Посмотрите, это «Чудесная шкатулка». В ней что-то лежит. Давайте назовём что там.
Перечень картинок: СЫР, РОЗА, РУЧКА, КАРАНДАШ, ПОМИДОР, КАТЕР, РАДУГА, ВЕДРО, ФОНАРИ, КАРЕТА…
Дети: ребята достают из шкатулки картинки и называют их.
Логопед: Скажите, какой одинаковый звук вы слышите в названиях этих картинок?
Дети: Звук Р.
Логопед: Правильно. С этим звуком мы познакомились на прошлом занятии и продолжим знакомиться сегодня.
2. Акустико-артикуляционная характеристика звука .
Логопед: Давайте вспомним, звук – какой?
Дети: Звук р – согласный.
Логопед: Почему он согласный? Что происходит, когда мы произносим звук ?
Дети: Когда мы произносим звук р, язык дрожит за верхними зубами.
Логопед: Верно. Проверьте, звук – глухой или
звонкий? (дети ладошкой проверяют тактильные ощущения.)
Дети: Звук р – звонкий, голос работает.
Логопед: Послушайте, как звучит звук в словах «СЫР» «РОЗА» «КОРОВА»?
Дети: Звук р – звучит твердо.
Логопед: А в словах «КАРЕТА», «РЕЧКА», «ФОНАРИ».
Дети: В этих словах звук р – звучит мягко.
Логопед: Мы знаем, что звук бывает и твердым, и мягким.
3. Выделение звуков на слух. Работа с фонариками.
Логопед: Поиграем с фонариками. Если услышите твердый звук , поднимите синий фонарик, а если услышите мягкий звук – зеленый фонарик.
Слоги: РА, РИ, РУ, РЮ, РЕ, РЫ…
Слова: РАК, КОРЫТО, РЯБИНА, РАДИО, СНЕГИРИ…
4. Выделение звуков в произношении.Игра: «Подарки для Ромы и Риты».
Логопед: У Ромы и Риты сегодня день рождения. Давайте выберем для них подарки. Игрушки, в названиях которых звук звучит твердо, мы подарим Роме и будем складывать в синюю коробку. Игрушки, в названиях которых звук – мягкий, мы подарим Рите, и будем складывать в зеленую коробку.
Игрушки: РАКЕТА, ПИРАМИДА, ФОНАРИК, РАКУШКА, МАТРЕШКА, ПАРОВОЗ, КАРАНДАШИ, КАРЕТА, ГРИБ, РЕЗИНКА ДЛЯ ВОЛОС…
5. Звукослоговой анализ слов.
Логопед: Выберем 2 подарка, назовем их.
Логопед: Сделайте, пожалуйста, схему этих слов.
6. Припоминание слов со звуками . Игра «Нарисуем дом».
Логопед на доске начинает рисовать дом, предлагает детям назвать слова со звуками , которые относятся к дому.
Логопед: Какие деревья со звуком мы посадим около дома?
Логопед: А теперь давайте встанем и отдохнем.
7. Физминутка. «Рябинка».
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
Но рябинка тоже гнётся,
Не печалится – смеётся.
Резкий ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети потягиваются поднимают руки вверх.
Выполняют вращения туловищем вправо-влево.
Выполняют наклоны в стороны.
Дети машут руками, изображая ветер.)
8. Знакомство с буквой Р.
Логопед: Сегодня мы познакомимся с буквой Р. Буквой Р на письме обозначаются и твердый звук , и мягкий звук . Посмотрите на букву Р. На что она похожа?
Логопед: Напишите букву Р в воздухе.
Логопед: Как можно изобразить букву Р?
Логопед: Выложите букву Р на столе из счетных палочек.
Логопед: Откройте свои тетради. Напечатайте букву Р в строчку по образцу (большую и маленькую) .
Логопед:Напечатайте слоги: РА, РУ, РЫ, РИ
АР, ОР, ИР, УР
9. Работа с разрезной азбукой. Игра «Преобразование слов».
Логопед: Выложите слово «РИС». Из слова «РИС» сделайте слово «РОС»…
«РИС» – «РОС» – «РОСА» – «РОЗА» – «РОМА» – «РАМА».
10. Составление предложений.
Логопед: Придумайте предложения со словами, в которых есть звуки -, составьте схемы этих предложений, выложите схемы на столе.
Заключительная часть 3 минуты
11. Подведение итогов занятия.
Логопед: С каким звуком мы играли на занятии?
Дети: Со звуком р.
Логопед: Напомните, звук – он какой?
Логопед: Какой буквой мы обозначаем звуки – на письме?
Логопед: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, правильно произносили звуки – , отвечали на вопросы, выполняли задания. А сейчас отдыхайте! До свидания!
До какого возраста неумение выговаривать Р считается нормой
Специалисты полагают, что проблемное произношение буквы Р является серьезным симптомом лишь по достижении 5-летнего возраста. До этого периода нарушение звукопроизношения является нормой. Это можно объяснить тем, что органы речи развиваются около первых 5 лет жизни.
Если по достижению 5-ти летнего возраста у вашего ребенка, несмотря на ваши старания, трудности с произношением звука “Р”, имеет смысл показать его логопеду
Однако это не значит, что родители не должны прикладывать усилия к развитию малыша. Рекомендуется укреплять языковые мышцы своего чада самостоятельно с помощью речевой гимнастики, тем самым подготавливая аппарат речи к произнесению этой непростой буквы.
Зарядка для языка: артикуляционные упражнения
Занимаясь с ребенком упражнениями, не забывайте, что все они должны проходить в игровой форме. И дело не только в том, что вообще вся деятельность малыша в этом возрасте проходит в игре.
То, что вам кажется совсем легким, вашему малышу поначалу будет даваться совсем непросто. Мышцы язычка еще не готовы так резво двигаться. Некоторые упражнения будут даваться ему через силу и утомлять. Поэтому только с помощью игры и поощрений вы сможете добиться регулярности занятий.
Грибок
Язык нужно «приклеить» к верхнему небу, как при цокании «лошадкой». Подержать в таком положении около 10 секунд, отдохнуть. Повторить 3-5 раз.
Маляр
В улыбке приоткрыть рот, приподнять язычок наверх и осторожно «гладить» небо от зубов до горлышка и обратно. Повторяем 8 раз
Гармошка
«Приклеить» язык к верхнему нёбу, как в упражнении «Грибок» и опустить челюсть вниз как можно сильнее. Закрывать рот и опять открывать. Язычок при этом остается приклеенным. Повторяем 5-8 раз.
Футбол
Твердый кончик языка упирается то в одну щечку, то в другую. Взрослый оказывает пальцем сопротивление, нажимая на появившийся на щеке «мячик».
Причесываем язычок
Слегка прикусить кончик языка и продвигать его через зубы вперед и назад. Повторяем несколько раз.
Все эти упражнения постепенно тренируют язык, готовят его к произнесению буквы Р.
Освоив их, можно приступить к тренировке рычания. Для этого тоже есть специальные упражнения.
Заводим мотор
Широко улыбаясь, приоткрыть рот, поднят язык наверх и с силой ударить по альвеолам, произнося «дын-дын-дын». Поначалу мотор работает медленно, потом ускоряется. Тренируемся по 5-10 секунд.
Еще один вариант — заводим мотор, говоря «д-д-д». Через пару секунд попросите ребенка сильно дунуть. То есть звук «д» должен произноситься на сильном выдохе.
При этом малыш сможет почувствовать ту самую вибрацию, которой пока не хватает для произнесения звука Р.
Волшебная палочка
Вам понадобится обычный медицинский шпатель или чайная ложка. Существует и специальный логопедический шпатель, вы сможете приобрести его в аптеки или интернет магазине. Однако многие успешно заменяют шпатель детским пальчиком.
Ребенок должен говорить звук «жжж», приоткрыв рот, а вы постепенно шпателем продвигаете кончик языка выше к нёбу. Попросите ребенка говорить и сильно дуть, как в упражнении выше, при этом сами опробуйте двигать шпатель вправо и влево, создавая вибрацию.
Слушаем Р твердый
Все то же самое, что и в предыдущем упражнении, только ребенок произносит звук «ззза». Здесь и вы, и малыш должны четко услышать твердый звук Р. Более подробно о работе над этим звуком расскажет следующее видео:
Р мягкий
Для того, чтобы услышать мягкий звук Р как в словах «рис», «ритм», ребенок должен говорить на выдохе «зззи». Ваша задача — опять же создавать вибрацию шпателем.
Освоившись с этими заданиями, можно просить ребенка повторять слоги и отдельные слова, в которых есть наша «важная» буква. Вы можете придумывать их сами или приобрести логопедические пособия.
И лишь когда звук Р уже стал появляться в речи, нужно переходить к разучиванию скороговорок. Эта ступень называется закрепление. Напомним, что все равно каждое занятие следует начинать с зарядки для язычка.
Узнаем как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку в любом возрасте?
Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? И сложно ли это? Что необходимо? Для начала нужно понять, какого рода данная проблема. В физиологии ли дело или в том, что когда-то давно вас не сводили к логопеду? Не обратили внимания на ваши проблемы с речью?
Если причина заключается в первом, то проблема, в принципе, решается просто. Ведь часто дело оказывается лишь в укороченной уздечке языка. Такой дефект легко можно исправить при помощи несложной процедуры хирургического характера. Если же причина в другом, то, вероятно, придется либо сходить к логопеду, который поможет научиться произносить слова на букву «Р», либо самому начать практиковаться в этом.
Для первого нужно просто преодолеть часто имеющийся психологический барьер, правда, как, собственно, и для второго. Ведь как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, который просто не готов к этому? Да и для человека куда комфортнее заниматься подобными упражнениями наедине с собой, нежели с кем-то другим, пусть и профессионалом в своей области.
Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, если не начать с простых упражнений со скороговорками? Это позволяет вернуть правильное положение речевого аппарата довольно быстро. К тому же существуют всяческие разнообразные и доступные методики для детей, которые, тем не менее, могут использоваться в решении такой проблемы и взрослыми. Одним из таких способов вернуть себе способность правильно говорить слова на букву «Р» является упражнение «Чашечка», которое необходимо выполнять ежедневно.
Схема его выполнения проста:
- первый шаг: придать языку форму «чашечки»;
- второй шаг: прижимание к нёбу кончика языка;
- третий шаг: оттолкнуться им от нёба и с усилием произнести другую букву – «Д»;
- во время этого нужно следить за тем, чтобы зубы были плотно сжаты, а челюсть не двигалась;
- язык должен оставаться только вверху, а само упражнение стоит выполнять перед зеркалом;
- четвертый шаг: чистым пальцем слева направо быстро проведите, подергивая подъязычную уздечку;
- выполнять «Чашечку» нужно каждый день и несколько раз по 10-15 минут;
- после многократных повторений изо дня в день должна появиться вибрация кончика языка.
Теперь вы знаете, как говорить букву «Р». Это лишь один из многих способов. Другой отличный метод: частое произношение в ускоряющемся и затем замедляющемся темпе сочетания букв «Д», «Т» и «Л», а также «Д», «Т» и «Д». Последнее нужно выговаривать, помещая язык между зубами, подобно тому, как это делают англичане и американцы, произнося «Th». Только так вы поймете, как говорить букву «Р».
Другая легкая, удобная и просто хорошая методика – это повторение многократно сложных для вас слов. В частности, с той буквой, что вы не выговариваете, то есть с «Р». Таких слов целое множество: «Рерих», «руда», «покоренный», «развернутый», «рудиментарный», «рекламируемый», «парад» и так далее.
Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? Для этого необходимо огромное терпение и готовность преодолеть внутренний барьер, стоящий на пути к правильной постановке речевого аппарата. И как только все это станет возможным, результаты будут незамедлительны.
Автоматизация звука
Закрепить произношение тяжелого звука «р» можно при помощи автоматизации, то есть его ежедневного проговаривания. В этом помогают стишки и скороговорки, которые следует выучить с малышом и повторять каждый день.
Скороговорки
Это особые предложения или несколько, в которых акцент ставится на трудновыговариваемом звуке. Лучше всего проговаривать скороговорки перед зеркалом. Так малыш будет видеть, как ему правильно ставить язычок или растягивать губки, чтобы звук получался чистым. Примеры скороговорок на «р»:
- Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Испугался Рома грома, заревел он громче грома. От такого рева гром, притаился за бугром.
Скороговорки на «р»
Сначала можно произносить скороговорки медленно. Потом следует убыстрять темп, чтобы звук произносился автоматически.
Стишки
Стишки помогают малышу закрепить выученную «р» и применять ее в разных словах
При этом важно начинать с небольших легких стишков:
- ру-ру-ру – ходил я к повару;
- ро-ро-ро – красивое перо;
- ри-ри-ри – делим все на три;
- ра-ра-ра – высокая гора.
Если малыш освоил такие стишки, можно начинать разучивать с ним более сложные:
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит,
В небе радуга стоит.
Стихи и загадки на букву Р
Кар! – кричит ворона. – Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку
— Стой, ворона, не кричи.
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана
У тебя ведь нет кармана.
— Как! – подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
— Что ж вы раньше не сказали!
Караул! Карман украли!
Шел Егор через бор,
Видит, вырос мухомор.
— Хоть красив, а не беру,—
вслух сказал Егор в бору.
— Верно ты сказал, Егор! —
так ему ответил бор.
***
Потерялась буква Р.
Где? В трамвае, например.
Или мы ее вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша:
— Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Рука! Ракета!
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
полтора часа подряд.
Совет!Лучше всего проговаривать стишки с выражением, чтобы малышу было интересно. Так ему проще их запомнить.
Мягкая «р»
Часто родители предлагают малышу сказать слово «рак» или «рыба». Но в этих словах звук твердый. Легче всего выговорить мягкую «р». Она присутствует в словах «рябина», «царь», «ребенок», «посмотри» и прочих. Пусть малыш для начала попытается проговаривать подобные слова, тогда твердый звук ему будет даваться проще.
Причины
Предрасполагающими факторами к неправильному произношению «Р» могут оказаться следующие:
- Короткая подъязычная уздечка. Она способна ограничивать движение кончика и передней части спинки языка вверх.
- Недостаточный напор воздушной струи при произношении данного звука.
- Ограниченная подвижность мышц языка, которая приводит к невозможности занять правильную артикуляционную позицию и выполнять произвольные движения языком.
Короткая уздечка языка
Если у ребенка короткая уздечка, не требующая подрезания, то необходимо проводить работу по ее растягиванию. Она включает массаж и артикуляционную гимнастику. Производить массаж вполне можно в домашних условиях. Вам нужно ухватить уздечку большим и указательным пальцами в самом низу под языком и растирать давящими движениями. Разминать уздечку необходимо по всей длине, стараясь ее растянуть. Но будьте осторожны, не повредите её. Совершайте несколько таких движений. Через некоторое время вы увидите, что уздечка увеличилась.
В качестве примера артикуляционных упражнений по растягиванию уздечки предлагаем вам следующие:
- «Дотянись языком до носа». Нужно улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять вверх к носу, а затем опустить к верхней губе. При этом язычок не должен сужаться, а челюсти должны оставаться неподвижными.
- «Дотянись до подбородка». Улыбнуться и открыть рот. Стараться дотянуться широким языком до подбородка. Следить за тем, чтобы челюсти были неподвижны.
- «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка погладить неба от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна.
Есть правила, о которых необходимо помнить родителям, чтобы не навредить своему ребенку во время выполнения упражнений:
- Нужно максимально широко открывать рот, но при этом ребенок должен дотягиваться до альвеол.
- Все упражнения должны выполняться медленно, близко к пределу возможного. Помните, во время выполнения упражнений язык может уставать, уздечка может начать болеть, поэтому необходимо давать ребенку отдохнуть.
Недостаточная сила воздушной струи
Как говорилось ранее, причиной в нарушении произношения звука «Р», может быть недостаточная сила воздушной струи. Предлагаем вам упражнения, направленные ее увеличение:
«Надуть шарики». Надуть две щеки и удерживать в них воздух.
Слабые мышцы языка
Укрепления мышц языка и развитию артикуляционной моторики способствуют упражнения, при которых язычок поднимается вверх, к нёбу. Вот некоторые из них:
- «Лошадка» — щелкать языком, растягивая подъязычную связку.
- «Индюк» — нужно быстро касаться верхней губы концом языка и сопровождать эти движения, звуками, похожими на бл-бл-бл
- «Гармошка» — притянуть язык к небу. Удерживать его в такой позиции при этом то опускать, то поднимать нижнюю челюсть.
Почему ребенок не выговаривает букву Р?
Если ребенок не выговаривает какие-то буквы, в том числе букву Р, на языке логопедов это называется дислалия. Дислалию отличает отсутствие в речи ребенка какого-либо звуки при полной сохранности слуха и нормальной работе самого речевого аппарата.
Почему такое может происходить?
Ребенок может иметь неправильный образец для подражания. Например, кто-то в близком его окружении неправильно говорит буку Р. Когда в семье говорят сразу на двух языках, ребенок может элементарно путаться, что и усложняет отработку произношения звуков. Это может быть случайный выбор ребенком неверной артикуляции
В семье просто не обращают внимание на отсутствие звука Р в речи ребенка, его не поправляют. Ребенок может быть ослаблен в результате частых физиологических или неврологических заболеваний
Фонематический слух недоразвит, т. е. не четко определяет звук в речи других людей.
Договоримся, что все эти — вполне устранимые — причины возникают на фоне абсолютно корректной работы физиологической составляющей, то есть у ребенка нет нарушений слуха и работы артикуляционного аппарата.
Итак, сложности подстерегают малыша со всех сторон. Впрочем, есть дети, которые успешно минуют эту проблему и произносят букву Р четко и чисто. А что делать, если эта буква никак не дается?
До какого возраста это должно исправиться
Бывает, что родители довольно долго не обращают внимание на картавость. Считают это нормальным и ждут, когда он сам освоит букву
Считают это нормальным и ждут, когда он сам освоит букву.
Конечно, когда малыш маленький и только учится произносить буквы, то некая картавость выглядит забавно.
Но когда школьник не выговаривает звуки, это уже не хорошо. Если ребенок после 5 лет не произносит звук «р», то необходимо показать его логопеду. Ведь не исправленный во время недостаток может сохраниться на всю жизнь.
Нарушения речи ограничивает общение, провоцирует создание комплексов, замкнутость, стеснительность. Ему будет сложно добиться успеха в дальнейшей жизни.
Поэтому чем раньше родители начнут заниматься упражнениями для разработки языка и развития артикуляции, тем быстрее малыш сможет освоить звуки.
Начинать выполнять артикуляционную гимнастику можно и в 3 года. Для этого лучше всего подойдут специальные игры, а позже и упражнения для развития подвижности языка. Тогда к 5 годам малыш наверняка сможет правильно произносить звук «р».
Упражнения для выработки произношения звука Р
На сегодняшний день существует целый ряд упражнений для постановки звука Р, которые выполняются перед зеркалом. Самыми популярными и действенными являются:
1. При широко открытом рте произносится звук Д. При этом для разработки подвижности кончика языка нужно сильно ударять языком в район спрятанных за верхними зубами бугорков.
2. При широкой улыбке легкое покусывание кончика языка для активизации его мышц.
3. Выгибание языка при широко открытом рте так, чтобы кончик его касался неба, а средняя часть – расположенных за передними зубами бугорков.
4. Широким языком «барабанят» в области за верхними зубами, произнося при этом звук Д. При этом посредством указательного чистого пальца необходимо как бы расшатывать язык в ротовой полости. Это обеспечит особый рокочущий звук. По прошествии некоторого времени упражнение можно начинать выполнять уже без помощи рук.
Для того чтобы любые логопедические упражнения имели должный эффект, выполняют их не спеша, но ежедневно
При этом ребенка важно поощрять за малейшие успехи, сдвиги в положительном направлении
В любом случае, от взрослых потребуется терпение и внимание. Как только нужный звук встанет, можно переходить к произношению различных слов с его участием.
Буква Р
Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:
- дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
- может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
- иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).
Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?
- Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
- «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
- «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
- «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
- Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
- «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
- «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
- «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
- Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.
Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.
Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.
Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.
Игры с буквой Р
Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков
- «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
- Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
- Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
- Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
- Короткие песенки или стихотворения. Например:
Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!
Скороговорки с буквой Р
- Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
- Проворонила ворона вороненка.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
- Грянул гром — гроза в разгаре.
- Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
- Тридцать три трубача трубят тревогу.
Учим ребенка говорить букву “р”
В занятиях важно использовать комплексный подход:
- регулярно заниматься с логопедом;
- делать упражнения для постановки звука “р” у детей в домашних условиях;
- использовать речевой материал для автоматизации звука “р” в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква “р”.
Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.
Постановка звука “р”
Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву “р”, сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква “р”: раскраска, стихотворения с её изображением.
- Для постановки звука нужно уловить, как он произносится, на что похоже его звучание. Малыш открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминочных упражнениях, и быстро выговаривает «д-д-д». Во время этого попросите его произнести этот звук на сильном выдохе. Это ещё не будет «р», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
- Для следующего упражнения нужен логопедический шпатель. Для начала попросите малыша выговаривать «жжж» с широко открытым ртом. После того, как ребёнок поймёт, как это делать, введите шпатель под язык и помогайте ребёнку раскачивать его влево-вправо. Произношение «жжж» и колебания шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
- Пускай ребёнок произносит слог «зза», отодвигая язык, как можно глубже к горлу. Одновременно введите шпатель также, как в предыдущем упражнении, и помогайте двигать язык из стороны в сторону. Должен получится чёткий звук р.
Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.
Автоматизация звука “р”
После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.
- Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.
- Автоматизация звука р в длинных предложениях.
Лишь на этом этапе используют скороговорки на “р”, учат логопедические стихи. Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.