Пробойник один дюйм — one-inch punch

Брюс Ли: вкратце о личности

Что мы знаем об этом человеке? Интересно, что момент его рождения – между 6 и 8 часами утра 27 ноября 1940 года – пришелся на год Дракона и час Дракона в соответствии с китайской системой исчисления времени. Так что популярное прозвище «Дракон» и частое появление этого слова в названиях фильма актера не случайно. Кстати, детское имя Брюса было Ли Сяолун, то есть Ли Маленький дракон.

Родителями были китаец по происхождению Ли Хой Чен и евроазиатка (немка наполовину) Грейс Ли. Собственно факт рождения состоялся в Сан-Франциско, где в этот момент был на гастролях его отец, актер-комик кантонской китайской оперы вместе с женой.

Как актер, Брюс Ли начал свою карьеру в возрасте трех месяцев, его сняли в роли девочки-младенца в фильме «Золотой ворот девушки». Следующие съемки были уже в шесть лет, в ленте «Зарождение человечества».

Несмотря на великолепную физику тела в зрелости, ребенком и подростком Ли был не так уж хорошо развит физически. Напротив, считался хилым и слабым. Тренироваться он пытался с детства, но особого успеха не имел. Активные занятия начались только с 1954 года, но увлекся он вовсе не боевыми искусствами, а… танцами. Да-да, он был отличным танцором ча-ча-ча. Даже выиграл чемпионат Гонконга по этому виду танца в 18 лет. Параллельно он занялся боксом, что привело к победе в соревнованиях между школами. Именно после этого он заинтересовался кунг-фу.

Занятия боевыми искусствами начались с изучения Тайцзы-цюань, потом Брюс учился у знаменитого Ип Мана стилю Вин Чун (Вин Чунь), освоил приемы дзюдо, джиу-джитсу, бокса. В основном делал акцент на бое без оружия, хотя владел и им. Особенно эффектно – и эффективно – она работал нунчаками.

Семейная и гражданская жизнь Брюса Ли складывалась довольно ровно. В 1959 году он перебрался в Штаты, чтобы подтвердить полученное по факту рождения гражданство. Жил в Сан-Франциско, потом в Сиэтле. Окончил Техническую школу в Сиэтле, поступил в Вашингтонский университет на философский (неплохо, верно?) факультет. Именно там он познакомился со своей будущей женой, Линдой. Поженились они в 1964 году, в 1965 родился сын Брендон, в 1969 – дочь Шеннон.

В США актер снимался в сериалах, но не в главных ролях, для обеспечения финансовой независимости давал частные уроки боевых искусств. Среди его учеников было много известных людей, в том числе баскетболист Керим-Абдул Джабар, с которым Ли потом поставил интересную боевую сцену в фильме «Игра смерти».

С 1971 года Брюс перебрался в Гонконг, где и началась его карьера звезды боевиков. Съемки первого же фильма студии «Golden Harvest» «Большой босс», где постановкой боевых сцен занимался сам актер, принесли оглушительный успех, закрепленный уже более бюджетными «Кулак ярости» и «Возвращение дракона». За свою карьеру Брюс снялся в 36 фильмах, но только в последних пяти он исполнял главную роль.

Смерть актера случилась в 1973 году, ему было 33 года… Это произошло во время съемок фильма «Башня смерти». Под новым названием «Игра смерти» эта картина была доснята через пять лет после смерти Ли, где вместо него задействовали двух дублеров.

Достижения Брюса Ли

Как уже говорилось, к основным успехам Ли как актера относится слава и солидные заработки. В то же время его уникальные по тем временам фильмы служили активной популяризации боевых искусств. Именно тогда у него появилось огромное число последователей по всему миру.

Разработанная Брюсом Ли система Джит Кун До («Путь опережающего кулака»), основанная на принципе опережения ударов противника, до сих пор считается одной из перспективных и эффективных школ боевого искусства.

Как спортсмен и боец, Ли добился впечатляющих успехов. Среди его рекордов:

  • Высочайшая скорость ударов. Заснять их с помощью обычной скорости (24 кадра в секунду) не удавалось, для боевых сцен использовалась технология с 32 кадрами в секунду. Было зафиксировано перемещение на метр за 0,02 секунды.
  • Уникальная выносливость. Он мог держать ноги «уголком» в упоре на руках более получаса, удерживал в одной руке 34-х килограммовую гирю несколько секунд.
  • Невероятная точность движений – бойцу удавалось поймать палочками для еды подброшенные зерна риса;
  • Сила удара – Ли пробивал пальцами стальные в то время запечатанные банки «Колы».
  • Несравненная сила кистей и предплечий рук – актер отжимался на двух пальцах и подтягивался на мизинце одной руки.

В горах

В горах Суншань, где расположен монастырь Шаолинь, с давних пор обитало множество хищных зверей. Чтобы защищаться от них, безоружным монахам нужно было осваивать боевые искусства. Может быть, именно так появились техники, названные именами разных животных?

Янбин говорит: «Когда мы занимаемся техникой журавля, мы хотим понять, как можно легко открыться и очень быстро закрыться, чтобы наша голова всегда была направлена вверх. Когда мы занимаемся стилем тигра, мы хотим осознать его силу, скорость и концентрацию. Тигр всегда выбирает правильную дистанцию и бьет четко в цель. Одна из самых сложных и эффективных техник – техника дракона. Он может подниматься высоко в небо и может опускаться в морские глубины. С его помощью мы хотим понять, как работает позвоночник. Позвоночник в кун-фу играет очень важную роль».

Ши Янбин – монах 34 поколения Шаолиня. Покинув родной Китай по просьбе настоятеля монастыря, он стал преподавать кун-фу в Австралии, Арабских Эмиратах и США. В 2006 году мастер приехал в Россию и решил открыть у нас школу боевых искусств.

В нашей стране восточные единоборства обрели особую популярность. Сегодня ими занимается, только представьте, почти миллион человек, и с каждым днем эта цифра растет.

«Толчок в 1 дюйм»,

длящийся миллисекунды, представляет собой сложный комплекс движений. Начинается он в коленях. Их резкое разгибание разворачивает бедра. Это, в свою очередь, наклоняет вперед правое плечо и выбрасывает руку навстречу противнику. Затем непосредственно перед атакой пальцы складываются в кулак. Завершающая стадия – быстрый отступ. Шаг назад сокращает время воздействия на выбранную зону поражения, концентрируя энергию в одной точке.

Брюса Ли. Фото: altinmadalyon.com

Эксперты говорят, что главное во взрывном ударе Брюса Ли – идеальная координация движений. Именно она придает атаке силу, которая, по подсчетам специалистов, равняется почти двум тоннам.

Рюдзи Имаи уже прозвали «реинкарнацией Брюса Ли». Шестилетний мальчик, страстный поклонник актера, с филигранной точностью проделывает все его сложнейшие трюки. Самое невероятное, что тренируется Рюдзи всего два года. Но откуда у него взялись такие феноменальные способности? Неужели он родился вундеркиндом, или же любой, кто с детства занимается единоборствами, может достичь подобных результатов?

Как надо тренироваться, чтобы стать легендой?

В одном из московских клубов единоборств обучают джиткундо, что с китайского переводится как «путь опережающего кулака». Такую технику придумал сам Брюс Ли. Отличительная особенность джиткундо в том, что этот боевой стиль сочетает в себе множество техник. В нем есть элементы из карате, ушу и даже бокса, а значит, он максимально эффективен в применении. Но достаточно ли этого, чтобы одолеть более сильного противника?

Мощность удара бойца зависит не от мышечной массы, а от структуры мозга. Это поразительное открытие сделал английский нейробиолог Эд Робертс из Имперского колледжа Лондона. Оказалось, что у профессиональных спортсменов под воздействием регулярных тренировок сознание перепрограммируется.

Трудно поверить, но жилистый Ли, который весил меньше семидесяти килограммов, не на шутку увлекался бодибилдингом. Он скупал и изучал журналы «Мистер Олимпия», посвященный наращиванию мышечной массы. Сочетая западные и восточные методики тренировок, актер поддерживал невероятную физическую форму. Он действительно мог с легкостью отжаться пятьдесят раз на двух пальцах или удерживать две 34-килограммовые гантели на вытянутых руках в течение целых двадцати секунд.

Брюс говорил, что сила идет из живота, именно там расположен центр тяжести

Живот является главным источником энергии любого бойца, поэтому мастер кун-фу уделял значительное внимание мышцам пресса

Фирменное упражнение Брюса Ли называется «Доброе утро». Для его выполнения необходимо взять штангу на плечи и наклониться так глубоко, чтобы корпус принял положение, которое почти параллельно полу.

Неудивительно, что во время подобного экстремального тренинга в 1970-м актер получил серьезную травму позвоночника. Врачи даже сказали, что он никогда больше не сможет ходить. Но вопреки пугающим прогнозам, уже через полгода реабилитации Маленький Дракон полностью восстановился и стал даже сильнее прежнего. Но почему же он так рано ушел из жизни?

Дюймовый удар Брюса Ли

Брюса Ли создал собственный стиль, который назвал «Джит Кун До» или «Путь опережающего кулака».

Основными принципами Джит Кун До являются:

  • опережение атакующего действия противника,
  • перехват инициативы, и
  • атака по центральной линии.

Если внимательно посмотреть записи видео с Брюсом Ли видно, что при нанесении удара он округлял спину буквой «С».

По мнению специалистов, такая поза позволяет расслабиться, а также способствует введению тела и психики бойца в состояние инстинктивного контроля «личного пространства».

В таком состоянии периферийное зрение наилучшим образом контролирует пространство. Боец способен наиболее эффективно реагировать на любую угрозу вторжения на его территорию.

Именно такая поза характерна для многих Звериных стилей Ушу и является классическим способом самозащиты.

Положение кулака в момент нанесения Брюсом Удара в один дюйм – всегда вертикальное.

При этом при соприкосновении с целью нижняя часть кулака еще дополнительно подается вперед, что создает напряжение сухожилий руки и обеспечивает выключение имеющихся степеней свободы, обеспечивая жесткость.

Вертикальное расположение кулака оправдано анатомическим строением тела и является более эффективным. Так как при горизонтальном положении происходит скручивание руки для принятия кулаком горизонтального положения, что приводит к скрещиванию костей предплечья.

Когда же кулак расположен вертикально — кости занимают естественное для них положение, что позволяет им выдержать значительно большую нагрузку.

Интересным моментом является работа ног Брюса при нанесении Дюймового удара.

Нога расположенная дальше от цели обеспечивает выброс тела в направлении удара. При нанесении удара выполняется поворот таза в сторону цели и выбрасывается рука. В этот момент все тело направляется в направлении удара. После удара рука отдергивается назад, и тело поворачивается в обратную сторону.

В момент касания цели все тело представляет собой единую жесткую структуру, таким образом, создавалась связь: земля – тело – ударная поверхность руки — цель.

Однако сам момент удара происходит на долю секунды раньше, чем передняя нога, движущаяся с ударом, твердо становилась на землю.

По мнению специалистов именно это позволяло Брюсу Ли превращать все тело в единый вектор силы, который продолжал движение вперед еще мгновение после контакта с целью.

Мистика

По одной из мистических версий, Брюс Ли стал жертвой нечистой силы. Кун-фу мастер не раз говорил, что демоны заберут его прежде, чем ему исполнится 33 года. Последний фильм, в котором он снялся, назывался «Игра смерти». Даже произносить вслух эти слова в Китае до сих пор считается дурным знаком. За два дня до трагедии в местах, где жила семья актера, прошел ураган. Он сбил с крыши дома багуа – зеркальный восьмиугольник в деревянной рамке, который, как считается, служит защитой от злых духов.

Невероятно, но трагическую судьбу Брюса Ли разделил и его сын Брэндон. Он также скончался при странных обстоятельствах. Это произошло в 1993 году на съемках готического триллера «Ворон», где Брэндон Ли играл главную роль. На съемочной площадке загадочным образом в стволе пистолета вместо бутафорского патрона оказался боевой. Актера застрелили. Примечательно, что фильм тоже связан со смертью. По сюжету главного героя и его девушку убивают в Хэллоуин, но убитый возвращается с того света, чтобы отомстить.

Брэндон Ли — «Ворон». Фото: rockandfilms.es

Биомеханика воздействия

В данном ударе голова важнее тела. За короткий промежуток времени преодолевается мизерное расстояние, но, при этом, происходит сложный комплекс движений всего туловища. Подробно это описывает У. Херквиц в одной из своих научных статей «Популярной механики».

Весь процесс начинается с ног. Они молниеносно разгибаются в коленных суставах и увеличивают скорость вращения бедер. Это приводит к образованию наклона у плеча ударной руки. Она, при этом, делает свою работу – разгибается в локтевом суставе, выводя кулак на боевую позицию. Он сжимается в самом конце движения, что добавляет динамики.

После нанесения удара, Брюс Ли сразу же делает шаг назад, полностью расслабляясь. Эксперты считают, что это дополнительно стимулирует мощность воздействия. Он, как-бы сосредотачивает воздействие самых больших мышц своего тела на участке малой площади. Все происходит с максимальным ускорением.

Координация и синхронность всех действий в данном случае самое главное. Синхронизация всего возможна только при наличии у бойца тренированного участка мозга, имеющего название «моторная кора». Он отвечает за наличие координации между мышцами конечностей, которые участвуют при формировании ударов в ближнем бою.

Все это достигается путем многолетних тренировок. Боец работает над техникой, медитирует, учится концентрации. Это тренирует мозг. Данная техника уходит корнями глубоко в основы древнекитайской школы фа-цзин, откуда Брюс Ли и получил знания и навыки, необходимые при выполнении «удара в один дюйм».

Бодибилдинг в жизни и карьере Брюса Ли

Словом, нетрудно сделать вывод, что дракон был вовсе «не чужим» человеком в бодибилдинге; напротив – Брюс хорошо разбирался в его тонкостях и любил эту смесь искусства и спорта. Из открытых биографических источников известно, что выдающийся мастер восточных единоборств еще в 1969 году «водил дружбу» с однофамильцем Джимми Ли, который серьезно занимался культуризмом. Друзья нередко вместе тренировались; Брюс в те времена участвовал в тренировках и совместно с другими достаточно весомыми фигурами в мире бодибилдинга. При этом, он проявлял осведомленность в теории и заметные навыки в практике. Ныне имеется информация, что дракон и ранее увлекался упражнениями, развивающими силу мышц. В частности, новые данные свидетельствуют, что в 1965 году (еще не проживая в США) спортсмен активно работал в тренажерном зале. Тогда он обычно выполнял комплекс из двенадцати упражнений (десять из них – методом суперсета). Однако, в то время атлет еще не достиг лучших своих кондиций.

В начале своей карьеры Брюс Ли нередко ощущал нехватку выносливости и силы, хотя со стороны это преимущественно было незаметно. Но жена спортсмена Линда рассказывала, что в достаточно продолжительных боях Брюс явственно чувствовал недостаток энергии для достойного завершения схватки; этот факт его сильно разочаровывал и огорчал. Действительно, конечная фаза поединка – самая важная, решающая для исхода боя. Именно в этот период Брюс Ли обращается к помощи бодибилдинга. Он внимательно изучает теорию вопроса по устоявшейся литературе и новым публикациям (в частности, в журналах «Культурист и сила», «Мистер Олимпия»), пробует многие методики и приемы на практике, выбирает наиболее для себя подходящие. Уже перебравшись в Лос-Анджелес, снова же по воспоминаниям Линды, Брюс продолжал разыскивать интересующую его литературу различным вопросам, касающимся бодибилдинга (питание, тренировки, режим, восстановление и проч.). После трагической гибели знаменитого мастера, его сыну досталась в наследство обширная библиотека специализированной литературы, включавшая немало трудов по единоборствам и около ста сорока работ по бодибилдингу.

Также в доме Брюса Ли находились и необходимые снаряды для силовых тренировок – штанги, гантели большой массы, гантели в наборе (общая масса – 50 кг), стойки для жимов. Тренировочный режим выдающегося атлета ныне известен: он занимался (только силовыми упражнениями) три раза в неделю. Кроме того, были ежедневные занятия по аэробике и развитию гибкости. Подробности, схемы занятий в наше время легко доступны в Интернете или в специальных изданиях. Интересовался Брюс Ли и методами борьбы с отложениями подкожного жира; он покупал различные рекомендованные в литературе препараты и пробовал на себе их действие. К сожалению, по этим вопросам его выводы остались неизвестными.

Силен не тот, кто в драке победил, а тот, кто смог ее предотвратить

Отсюда делаем вывод: основы самообороны в рукопашной необходимы, но применять их стоит в исключительных обстоятельствах. Лучше предотвратите драку переговорами или просто уйдите. Если избежать ее не удается — бегите. Даже если вы будете на 1 000% правы, случись в драке что с вашим визави, отвечать будете вы, если суд посчитает, что были превышены пределы самообороны. Ну, или жертвой можете стать вы. Будет обидно получить инвалидность, когда проблем можно было избежать.

P. S. Если вы живете в районе с неблагополучной криминогенной обстановкой, возьмите за правило носить с собой баллончик для самообороны. Против него сложно будет устоять даже хорошему каратисту или боксеру! Но баллончиком также нужно уметь пользоваться…

Техника удара Фа Цзин

Удар Фа Цзин, по мнению большинства исследователей боевых искусств, является первоисточником Дюймового удара.

В китайской Вин Чун Фа Цзин наносится следующим образом:

  • Из правосторонней боевой стойки делается подшаг правой ногой вперед;
  • В момент подшага поясница разворачивается и выталкивает правую руку, которая и наносит удар;
  • При нанесении удара все тело сотрясается слева направо, после чего резко откидывается назад вправо для «завершения» удара. Такое конечное «завершающее» движение происходит сразу же после нанесения удара и приводит к тому, что волна энергии вбрасывается в цель.

Кулак при ударе Фа Цзин располагается вертикально, и его нижняя часть подается немного вперед.

Именно так и наносил свой знаменитый Дюймовый удар Брюс Ли.

Биомеханика воздействия

В данном ударе голова важнее тела. За короткий промежуток времени преодолевается мизерное расстояние, но, при этом, происходит сложный комплекс движений всего туловища. Подробно это описывает У. Херквиц в одной из своих научных статей «Популярной механики».

Весь процесс начинается с ног. Они молниеносно разгибаются в коленных суставах и увеличивают скорость вращения бедер. Это приводит к образованию наклона у плеча ударной руки. Она, при этом, делает свою работу – разгибается в локтевом суставе, выводя кулак на боевую позицию. Он сжимается в самом конце движения, что добавляет динамики.

После нанесения удара, Брюс Ли сразу же делает шаг назад, полностью расслабляясь. Эксперты считают, что это дополнительно стимулирует мощность воздействия. Он, как-бы сосредотачивает воздействие самых больших мышц своего тела на участке малой площади. Все происходит с максимальным ускорением.

Координация и синхронность всех действий в данном случае самое главное. Синхронизация всего возможна только при наличии у бойца тренированного участка мозга, имеющего название «моторная кора». Он отвечает за наличие координации между мышцами конечностей, которые участвуют при формировании ударов в ближнем бою.

Все это достигается путем многолетних тренировок. Боец работает над техникой, медитирует, учится концентрации. Это тренирует мозг. Данная техника уходит корнями глубоко в основы древнекитайской школы фа-цзин, откуда Брюс Ли и получил знания и навыки, необходимые при выполнении «удара в один дюйм».

США

Китаец снялся в 36 фильмах, но настоящую славу ему принесли лишь последние пять. На заре карьеры он играл вовсе не великих воинов, а в основном сирот и беспризорников. Американские режиссеры поначалу не видели в молодом человеке потенциала, пока в 1971-м на экраны не вышла лента «Большой босс». Именно благодаря ей весь мир заразился любовью к боевым искусствам. Но почему эта лихорадка длится всего около полувека, ведь история восточных единоборств уходит корнями в глубокую древность?

Существует прием, который называется «толчок в один дюйм». Он и принес Ли мировую славу загадочного и неуязвимого мастера боевых искусств. Суть в том, чтобы, не двигаясь с места, атаковать противника. Невероятно, но, нанося удар, Брюс без труда сбивал соперников с ног. Может быть, это всего лишь шоу на потребу публике?

Брюс Ли начал осваивать восточные единоборства со стиля вин-чун. Даже в ударах пальцами китаец задействовал все тело. Это доказали ученые из Стэнфордского университета, которые проанализировали сотни выступлений великого мастера кун-фу. Какие еще тайны удалось выведать экспертам, и сколько времени потребуется простому смертному, чтобы хотя бы отдаленно приблизиться к мастерству выдающегося актера?

Так что же случилось на самом деле?

Согласно официальному заключению и версии семьи, смерть наступила в больнице «Куин ЭлизабетХоспитал», куда Брюс был доставлен из дома. Незадолго до этого на прогулке с женой и сыном в парке, он почувствовал себя плохо. Вызванная медицинская бригада госпитализировала актера, но помочь ему не смогла.

Одна из «полуофициальных» версий, появившихся благодаря проводимым в первые годы после смерти, «по горячим следам» журналистских расследований, свидетельствует о том, что врачи госпиталя сработали непрофессионально. Не проверив сведения о наличии аллергических реакций, они использовали препарат «Экваджезик» (комплекс аспирина и мепробаната), чтобы снять сильнейшую головную боль. Но сильная мгновенная аллергическая реакция вызвала обширный отек, в том числе — мозговой ткани, справиться с которым медикам не удалось (Glover, Jesse R. Bruce Lee Between WinChun and Jeet Kune Do. — Unspecified vendor, 1976). В пользу этой версии приводят аргументы, что никаких специальных анализов после смерти актера взято не было, якобы с целью сокрытия врачебной ошибки.

Другая версия, связанная с тем же «Экваджезиком » — любовная. Якобы таблетку Брюсу Ли дала его любовница актриса Бетти Тинг Пей, у которой он и был в тот вечер. Эту версию выдвигали актеры, убежденные, что во время съемок последней картины у актрисы и Ли были интимные отношения. Впрочем, официально никто об этом так и не заявил, предположение не было ни опровергнуто, ни подтверждено.

Впоследствии, уже в 80-е, на второй волне интереса к фильмам Ли и боевым искусствам, появились и другие версии его смерти, криминального характера.

Одна из них — убийство актера по технике «отсроченного удара», осуществленного незнакомцем, который пришел на съемочную площадку «Игра смерти», якобы чтобы показать Брюсу особый удар, способный украсить его трюки. После недолгой беседы незнакомец ударил актера, и тот потерял сознание. Платформой для этой версии является зафиксированное недомогание 10 мая 1973 года, когда проблемы со здоровьем появились впервые и Ли потерял сознание на съемочной площадке. Вдова актера отвергает эту версию, считая, что проблемы появились не на пустом месте, а как следствие сильнейшего переутомления Брюса.

Вторая криминальная версия — месть «Триады», китайской мафиозной группировки за отказ платить дань. С этой бандитской структурой Ли имел проблемы в юности, но многие поклонники и семья отрицают, что впоследствии «Триада» имела какое-то отношение к актеру.

Третья версия — наркотики, якобы в крови Ли нашли запрещенные вещества при вскрытии. Но, учитывая информацию, что посмертные анализы не проводились, эта версия также считается из категории домыслов. К тому же, всем был известен здоровый образ жизни актера, который никогда не употреблял никаких запрещенных веществ и алкоголя.

Впрочем, в своей книге «Брюс Ли. Мужчина, которого знала только я» вдова Брюса, Линда Ли, убедительно просит придерживаться официальной версии — отек мозга, называя все прочие спекуляцией и попытками заработать на сенсации.

9

Sad

1

Love

1

Wow

1

Poop

Heart

Haha

Yay

Angry

Биомеханика воздействия

В данном ударе голова важнее тела. За короткий промежуток времени преодолевается мизерное расстояние, но, при этом, происходит сложный комплекс движений всего туловища. Подробно это описывает У. Херквиц в одной из своих научных статей «Популярной механики».

Весь процесс начинается с ног. Они молниеносно разгибаются в коленных суставах и увеличивают скорость вращения бедер. Это приводит к образованию наклона у плеча ударной руки. Она, при этом, делает свою работу – разгибается в локтевом суставе, выводя кулак на боевую позицию. Он сжимается в самом конце движения, что добавляет динамики.

После нанесения удара, Брюс Ли сразу же делает шаг назад, полностью расслабляясь. Эксперты считают, что это дополнительно стимулирует мощность воздействия. Он, как-бы сосредотачивает воздействие самых больших мышц своего тела на участке малой площади. Все происходит с максимальным ускорением.

Координация и синхронность всех действий в данном случае самое главное. Синхронизация всего возможна только при наличии у бойца тренированного участка мозга, имеющего название «моторная кора». Он отвечает за наличие координации между мышцами конечностей, которые участвуют при формировании ударов в ближнем бою.

Все это достигается путем многолетних тренировок. Боец работает над техникой, медитирует, учится концентрации. Это тренирует мозг. Данная техника уходит корнями глубоко в основы древнекитайской школы фа-цзин, откуда Брюс Ли и получил знания и навыки, необходимые при выполнении «удара в один дюйм».

История

Однодюймовый удар присутствует в различных стилях боевых искусств Южного Китая . Как правило, боевые искусства Южного Китая основаны на приемах рук с очень близкого расстояния (в отличие от боевых искусств Северного Китая, которые в большей степени ориентированы на приемы ударов ногами со средней и большой дистанции). Поскольку мастера боевых искусств южных стилей часто сражались лицом к лицу со своими противниками, им приходилось учиться наносить карающие удары, даже когда они почти касались своей цели.

Сантиметровый удар — это навык, который использует фа цзинь (что переводится как взрывная сила) для создания огромной силы удара на очень близких расстояниях. Этот «взрывной» эффект был обычным явлением в формах Нэйцзя (внутреннего боевого искусства). При выполнении этого сантиметрового удара практикующий стоит с кулаком очень близко к цели (расстояние зависит от навыков практикующего, обычно от 0-6 дюймов или 0-15 сантиметров). Синхронизированное сцепление нескольких групп мышц способствует силе удара, будучи незаметным для нападающего. Распространенное заблуждение, что «удары на дюйм» используют щелчок запястья. Цели в таких демонстрациях различаются, иногда это товарищ-практикующий, держащий телефонную книгу на груди, иногда деревянные доски могут быть сломаны.

Однодюймовый удар стал популярным на Западе, когда Брюс Ли продемонстрировал его на Международном чемпионате по карате в Лонг-Бич в 1964 году. Брюс Ли изучил эту технику на тренировках по Вин Чун в Гонконге. Он использовал искусство Вин Чун как основу основанного им искусства Джит Кун До . По словам свидетелей, присутствовавших на мероприятии, таких как Бенни Уркидес (позже пионер американского полноконтактного кикбоксинга), однодюймовый удар Ли отбросил 245-фунтового мужчину обратно.

В эпизоде телешоу « Разрушители мифов » » методика была проверена количественно с помощью датчика силы . Для сравнения, он был сопоставлен с обычным ударом, нанесенным Джейми Хайнеманом с полным наклоном . Сантиметровый удар нанес Энтони Келли , эксперт по боевым искусствам и мастер-инструктор, который изучил эту технику у одного из учеников Брюса Ли. Обычный пуансон имел силу 325 фунтов (148 кг), а однодюймовый пуансон — 153 фунта (69 кг). Ввиду отсутствия безопасного метода тестирования против человека, хозяева сочли его «правдоподобным» в качестве боевой техники, если пользователь имел надлежащую подготовку и опыт.

В телешоу Стэна Ли «Сверхчеловеки» шаолиньский монах Ши Ян Мин продемонстрировал свой однодюймовый удар на манекене для краш-тестов. Испытания показали, что это было в 1,7 раза более травматичным, чем автокатастрофа со скоростью 30 миль в час (48 км / ч) с современными средствами безопасности.

Однодюймовый удар показан в фильме « Убить Билла: Том 2» . Главный персонаж, « Невеста », тренируется для него во время нескольких сцен воспоминаний, а затем использует его, чтобы сбежать из гроба после того, как его заживо похоронили .

Брюс Ли: вкратце о личности

Что мы знаем об этом человеке? Интересно, что момент его рождения – между 6 и 8 часами утра 27 ноября 1940 года – пришелся на год Дракона и час Дракона в соответствии с китайской системой исчисления времени. Так что популярное прозвище «Дракон» и частое появление этого слова в названиях фильма актера не случайно. Кстати, детское имя Брюса было Ли Сяолун, то есть Ли Маленький дракон.

Родителями были китаец по происхождению Ли Хой Чен и евроазиатка (немка наполовину) Грейс Ли. Собственно факт рождения состоялся в Сан-Франциско, где в этот момент был на гастролях его отец, актер-комик кантонской китайской оперы вместе с женой.

Как актер, Брюс Ли начал свою карьеру в возрасте трех месяцев, его сняли в роли девочки-младенца в фильме «Золотой ворот девушки». Следующие съемки были уже в шесть лет, в ленте «Зарождение человечества».

Несмотря на великолепную физику тела в зрелости, ребенком и подростком Ли был не так уж хорошо развит физически. Напротив, считался хилым и слабым. Тренироваться он пытался с детства, но особого успеха не имел. Активные занятия начались только с 1954 года, но увлекся он вовсе не боевыми искусствами, а… танцами. Да-да, он был отличным танцором ча-ча-ча. Даже выиграл чемпионат Гонконга по этому виду танца в 18 лет. Параллельно он занялся боксом, что привело к победе в соревнованиях между школами. Именно после этого он заинтересовался кунг-фу.

Занятия боевыми искусствами начались с изучения Тайцзы-цюань, потом Брюс учился у знаменитого Ип Мана стилю Вин Чун (Вин Чунь), освоил приемы дзюдо, джиу-джитсу, бокса. В основном делал акцент на бое без оружия, хотя владел и им. Особенно эффектно – и эффективно – она работал нунчаками.

Семейная и гражданская жизнь Брюса Ли складывалась довольно ровно. В 1959 году он перебрался в Штаты, чтобы подтвердить полученное по факту рождения гражданство. Жил в Сан-Франциско, потом в Сиэтле. Окончил Техническую школу в Сиэтле, поступил в Вашингтонский университет на философский (неплохо, верно?) факультет. Именно там он познакомился со своей будущей женой, Линдой. Поженились они в 1964 году, в 1965 родился сын Брендон, в 1969 – дочь Шеннон.

В США актер снимался в сериалах, но не в главных ролях, для обеспечения финансовой независимости давал частные уроки боевых искусств. Среди его учеников было много известных людей, в том числе баскетболист Керим-Абдул Джабар, с которым Ли потом поставил интересную боевую сцену в фильме «Игра смерти».

С 1971 года Брюс перебрался в Гонконг, где и началась его карьера звезды боевиков. Съемки первого же фильма студии «Golden Harvest» «Большой босс», где постановкой боевых сцен занимался сам актер, принесли оглушительный успех, закрепленный уже более бюджетными «Кулак ярости» и «Возвращение дракона». За свою карьеру Брюс снялся в 36 фильмах, но только в последних пяти он исполнял главную роль.

Смерть актера случилась в 1973 году, ему было 33 года… Это произошло во время съемок фильма «Башня смерти». Под новым названием «Игра смерти» эта картина была доснята через пять лет после смерти Ли, где вместо него задействовали двух дублеров.

Достижения Брюса Ли

Как уже говорилось, к основным успехам Ли как актера относится слава и солидные заработки. В то же время его уникальные по тем временам фильмы служили активной популяризации боевых искусств. Именно тогда у него появилось огромное число последователей по всему миру.

Разработанная Брюсом Ли система Джит Кун До («Путь опережающего кулака»), основанная на принципе опережения ударов противника, до сих пор считается одной из перспективных и эффективных школ боевого искусства.

Как спортсмен и боец, Ли добился впечатляющих успехов. Среди его рекордов:

  • Высочайшая скорость ударов. Заснять их с помощью обычной скорости (24 кадра в секунду) не удавалось, для боевых сцен использовалась технология с 32 кадрами в секунду. Было зафиксировано перемещение на метр за 0,02 секунды.
  • Уникальная выносливость. Он мог держать ноги «уголком» в упоре на руках более получаса, удерживал в одной руке 34-х килограммовую гирю несколько секунд.
  • Невероятная точность движений – бойцу удавалось поймать палочками для еды подброшенные зерна риса;
  • Сила удара – Ли пробивал пальцами стальные в то время запечатанные банки «Колы».
  • Несравненная сила кистей и предплечий рук – актер отжимался на двух пальцах и подтягивался на мизинце одной руки.

Что в итоге? Кто он такой?

В итоге мы имеем революционера в области кино, талантливого актера и фактически основоположника нового жанра. Но никак не Супермена. Да, Брюс Ли мог отточить свои навыки в тренажерном зале, но вот как боец мирового уровня – это фикция. К чести гонконгского актера стоит сказать, что это не сам Брюс Ли распространял слухи о самом себе. Это сделала, сознательно или же нет, благодарная аудитория. А сам Брюс Ли попросту не хотел, да и не мог опровергнуть приписываемые ему способности. Он лишь скромно отмалчивался, не подтверждая, и не соглашаясь с такими слухами.

Брюс доминирует одним лишь взглядом

Вот именно поэтому Брюса Ли ни в кое случае нельзя считать гонконгским «Александром Невским». Брюс никогда не заявлял себя как супербоец. Но боевые искусства он действительно преподавал, причем вполне неплохо. В девяностых ряд его учеников стали профессиональными бойцами и перешли в смешанные единоборства, которые только-только начинали свое развитие. Там они выступали с переменным успехом. А нам остается довольствоваться лишь домыслами, теориями и обрывочными сплетнями. Но тайна Брюса Ли, кажется, останется тайной еще долго. Но одну вещь стоит признать. Актер он действительно талантливый, и для развития восточных единоборств Брюс Ли сделал больше, чем любая федеральная программа по развитию спорта. Именно по примеру Ли школьники тысячами валили в секции карате, и за это ему нужно сказать спасибо.