Как промыть клапан егр?

Общие сведения

Что такое система ЕГР в автомобиле

Описываемая система появилась в двигателя автомобиля не только из-за борьбы за экологичность, но и повысило его моторесурс. Способ подачи определенной части отработанных газов в камеру сгорания был применен и запатентован конструкторами в 30-ые годы прошлого века в Германии. Об уменьшении токсичности выхлопа автомобилей в то время задумывались немного.

СПРАВКА! Главной задачей возвращения части газов было уменьшение наибольшей температуры ее горения, чтобы предотвратить детонации, которые разрушают детали ЦПГ.

Как работает система ЕГР

Принцип работы системы ЕГР одинаков у любых моделей двигателей. В процессе наибольшей нагрузки на средних оборотах конкретное количество отработанных газов подается во впускной коллектор из выпускного. Количество подаваемых ОГ увеличивается вместе с ростом угла опережения зажигания и уменьшается при его падении.

Клапан, открывающийся при достижении конкретного числа оборотов мотора, регулирует подачу. Обычно это число равняется 1500 об/мин. Он закрывается после набора наибольшего количества оборотов или их уменьшения до «холостых».

СПРАВКА! Клапан может иметь вакуумный или электронный привод. Это зависит от конструкции, типа и года выпуска двигателей.

Особенности работы системы

Система справляется со своей главной задачей (уменьшением температуры в камере сгорания), а также способствует появлению несгорающих частиц сажи в выхлопных газах. Чем эффективнее и дольше работает система, тем в выхлопных газах образуется больше сажи. А этими газами двигатель питается при помощи ЕГР.

Частицы сажи попадают во впускной тракт, образуя на его стенках и рабочей поверхности плотный нагар, сужая просвет канала. Соотношение воздуха и топлива, которое поступает в камеру сгорания, изменяется в пользу горючего и приводит к увеличению температуры воспламенения рабочей смеси. Происходит детонация, повышается содержание оксидов азота в ОГ.

В некоторых случаях, если клапан не закрывается, отработанные газы начинает постоянно поступать в рабочую зону. Возникают признаки неисправности, например, уменьшается мощность двигателя и динамика разгона, повышается количество сажи в выхлопных газах, уменьшается ресурс катализации, забивается фильтр.

Зачем удаляют клапан ЕГР

Оригинальный клапан ЕГР имеет определённый срок службы. Его ресурс может составлять до 150 тыс.км пробега, в зависимости от модели и производителя автомобиля. В российских автомобилях он обычно составляет всего около 70 тысяч.

Работа механизма рециркуляции может быть разной в зависимости от качества топлива. Если автомобиль используется на плохо очищенном бензине, который содержит большое количество сернистых соединений и присадок, приходится убирать нагар 1-2 раза в год.

СПРАВКА! По этой причине водителям проще избавиться от этой конструкции.

Что нужно знать перед тем, как почистить клапан ЕГР

Перед чисткой, необходимо найти месторасположение клапана. Он находится непосредственно на силовом агрегате транспортного средства, однако из-за конструктивной разницы в моторах разных моделей может отличаться и расположение механизма.

Важно отметить, что чистка ЕГР без снятия клапана возможна, но в большинстве случаев от такой процедуры не будет должного эффекта. Поэтому деталь нужно снять, но перед этим — найти ее

Для начала рекомендуется обнаружить впускной коллектор, от которого идет труба. Скорее всего на ней и находится ЕГР клапан, чистка которого должна осуществляться приблизительно каждые 20-30 тыс. км пробега.

Перед тем как почистить датчик ЕГР, убедитесь, что с момента замены этой детали прошло не более 70-100 тыс. км. Именно такой срок службы имеют эти механизмы, поэтому после достижения этой отметки обычно требуется комплексная диагностика. Если деталь выработала свой ресурс, промывка ЕГР не поможет восстановить ее функции.

Отключение системы рециркуляции отработанных газов ЕГР/EGR

Отключение клапана ЕГР (от англ аббревиатуры EGR – Exhaust gasrecirculation, рециркуляция отработанных газов). В русскоязычном варианте эту систему так же называют АГР

Для чего нужна система ЕГР/АГР?

Данная система была разработана инженерами для улучшения экологических норм – снижения выбросов в атмосферу окисей азота, вредных для здоровья человека.

Топливная смесь, сжигаемая в цилиндрах, состоит из топлива (дизельное топливо, бензин или газ) и воздуха из атмосферы. Воздух, в свою очередь, содержит около 21% кислорода и 78% азота. При высоких температурах, которые достигаются при горении топливной смеси в цилиндрах двигателя, азот окисляется, образуя те самые вредные выбросы

Принцип работы

Система состоит из следующих основных компонентов: патрубков, забирающих из выпускного коллектора часть выхлопных газов, клапана ЕГР и его привода, патрубков, ведущих к впускному коллектору

Работа клапана ЕГР управляется и контролируется электронным блоком управления двигателем (ЭБУ/ECU). В программе (прошивке) ЭБУ определено, в каком отношении будет подаваться в цилиндры топлива, воздуха и отработанных газов для разных режимов работы

В режимах работы двигателя, требующих максимальной мощности, в цилиндры подается 100% воздуха и не подаются отработанные газы. В переходных режимах, где не нужна большая отдача мощности от двигателя, ЭБУ открывает клапан ЕГР, строго дозирует подачу отработанных газов и топливной смеси, контролируя эту работу

Отключение системы

Отключение системы рециркуляции отработанных газов заключается в отключении управления этой системой, её контроля и настройка топливной смеси на работу без отработанных газов.

Так как работа системы определена в ЭБУ, то необходимо его перепрограммировать: скачать программу, её изменить и записать обратно в ЭБУ. В зависимости от типа ЭБУ, возможно производить работы через диагностический разъем или его разбирать, если существует защита от программирования

Надо понимать, что при программном удалении ЕГР работа двигателя будет настроена на чистый воздух и необходимо обеспечивать физическую блокировку подвода отработанных газов во впускной коллектор. На заглушенном двигателе клапан находится в закрытом состоянии и при отключении системы он никогда уже не откроется – управление будет отключено. Если на клапане в большой степени присутствует нагар, то существует вероятность, что он не будет герметичным. В этом случае его необходимо будет снять и чистить или ставить заглушки

Вот некоторые примеры клапанов ЕГР с большим слоем нагара. ЕГР от BMW:

ЕГР от Mercedes

На фото не вооруженным глазом видны в большой степени отложения смолы и сажи

Плюсы и минусы отключения ЕГР

Если система рециркуляции отработанных газов вышла из строя, то в большинстве случаев ЭБУ двигателя включает специальный режим работы – аварийный режим: включается индикация «checkengine» на приборной панели, в память ЭБУ записывается код возникшей ошибки, ограничивается мощность двигателя (для турбированных – ограничиваются обороты, отключается турбина). На дизельных двигателях, удовлетворяющих евро 4 и установлен сажевый фильтр, неработающий клапан может привести к быстрому засорения сот фильтра (*)

При отключении этой системы можно навсегда решить её проблемы

Помимо решения проблем, так же улучшаются характеристики работы двигателя. Это связано с тем, что его работа настраивается на чистый воздух. Такими манипуляциями нельзя увеличить мощность при работе «газ в пол», так как ЕГР в этом случае закрыт (как было описано выше), но в переходных режимах работа улучшается

Так как выхлопные газы содержат частицы сажы и смолы, поступая обратно в цилиндры, они вызывают больший износ двигателя и ухудшают качество моторного масла, в конечном счете приводящее в выходу двигателя из строя

Из отрицательных сторон отключения можно лишь привести незначительно возросший уровень выброса в атмосферу вредных окисей азота

(*) Стоит отметить, что при наличии сажевого фильтра работы по удалению клапана ЕГР рекомендуется выполнять совместно с удалением сажевика

Контакты:

Остались вопросы? Звоните 

Пишите: 

Стоимость работ

Программное отключение ЕГР

 *от 5000 руб 

Установка физических заглушек 

 *от 1000 руб

*Точную стоимость работ уточняйте по телефону у наших менеджеров 

Примеры 

Вот несколько работ по удалению системы ЕГР. По интересующему Вас автомобилю можно посмотреть отчеты в соответствующем разделе

Признаки сильного загрязнения устройства

Клапан ЕГР обеспечивает правильную циркуляцию отработанных газов, контролирует их количество, возвращаемое во впускной коллектор для окончательного полного сжигания.

Существуют определённые признаки значительного загрязнения, зная которые водитель может вовремя очистить агрегат и избежать поломки авто:

  1. Первым и основным признаком загрязнения клапана ЕГР является нарушение тяги.
  2. Автомобиль плохо трогается с места.
  3. Двигатель часто останавливается.
  4. Обороты на холостом ходу плавают.
  5. На ходу появляются рывки, двигатель «троит», возникает детонация.
  6. При разгоне мощность двигателя заметно снижается.

В автомобилях, работающих на дизельном топливе, очищать клапан ЕГР от нагара необходимо после каждых 100 тысяч пробега. При использовании в качестве топлива бензина такая операция требуется после 150-200 тыс. км.

Как поменять аппарат

Довольно часто при сбоях в работе клапана приходится его заменять новым. Перед тем как поменять этот агрегат, следует провести некоторые процедуры, относящиеся к ЭБУ, например, удаление информации, чтобы программа «пропустила» новый клапан и не показывала ошибку. Для этого необходимо прибегнуть к следующим процедурам:

  • Проверке вакуумных шлангов рециркуляционной системы.
  • Проверке функционирования датчика EGR и системы в целом.
  • Замене датчика ЕГР.
  • Выявлению проходимости магистрали для рециркуляции газов.
  • Очистке штока клапана от нагара.
  • Снятию кода сбоев ЭБУ и тестированию функционирования нового аппарата.

Замену этого аппарата можно рассмотреть на примере модели Фольксваген Пассат В6. Последовательность работ в нем будет таковой:

  • Отсоединение разъема датчика положения тарелки клапана.
  • Ослабление хомутов и снятие шлангов охлаждения со штуцеров аппарата.
  • Раскрутка обоих винтов для впускания и выпускания газов непосредственно к клапану.
  • Аппарат прикрепляется к двигателю благодаря кронштейну, силовому болту и двум винтам М8. Поэтому их следует открутить, изъять старый агрегат, заменив его новым и прикрутив винты назад.
  • В завершение необходимо подключить аппарат к ЭБУ и обязательно адаптировать его с использованием определенного программного обеспечения.

Квалифицированные специалисты из станции техобслуживания возьмут за нее около 4000−5000 руб. Сам клапан ЕГР обойдется в 1500 — 2000 руб. и более. Зная, как промыть клапан ЕГР своими руками, можно значительно сэкономить на этой процедуре.

Чистка клапана ЕГР (нужен для рециркуляции) является важной операцией, позволяющей продлить срок службы автомобиля, обеспечить качественную циркуляцию отработанных газов и избежать снижения качества тяги. Чтобы не пришлось глушить клапан механическим способом, опытные мастера рекомендуют проводить чистку автомобильного клапана ЕГР не менее одного раза в год

В противном случае автомобиль может просто стать на светофоре и больше не сдвинуться с места. Чтобы определить момент, когда необходимо снять устройство и удалить скопившуюся сажу, нужно внимательно присмотреться к качеству работы транспортного средства.

Что представляет собой клапан ЕГР

По клапану EGR поступает небольшое количество отработанных газов во впускной коллектор. Затем они соединяются с кислородом и топливом, а затем отправляются в цилиндры двигателя вместе с топливной смесью.

Объем газа рассчитывается специально разработанной программой, которая заложена в ЭБУ. Данные на монитор компьютера поступают с датчиков, а затем следует принятие программой того или иного решения. В основном это датчики температуры охлаждающей жидкости, абсолютного давления, положения дроссельной заслонки, расходомер воздуха, а также датчик температуры воздуха на впускном коллекторе и др. Но система не может работать непрерывно.

В случае если в машине присутствует электронная система ЕГР, это значит, что ее управление осуществляется с помощью ЭБУ. Эта система может иметь цифровые клапаны 2-х типов: с 2 или 3 отверстиями. Их открытие и закрытие осуществляется благодаря рабочим соленоидам. Двухотверстный клапан обладает тремя уровнями рециркуляции, а трехотсерстный — соответственно, семью.

Наилучшим видом такого агрегата выступает тот, уровень открытия которого производится благодаря шаговому электродвигателю, гарантирующему постепенную регулировку газового потока. На сегодняшний день отдельные системы оснащены собственным регулятором охлаждения газов. Они дают возможность значительно уменьшить степень отработанного оксида азота.

Как устроена система ЕГР и причина поломок:

Если вы не приняли решение заглушить систему, то неисправности могут быть в следующих элементах:

  1. Главная составляющая — клапан ЕГР. Он перепускает газы из впускного в выпускной коллектор. Этот клапан постоянно взаимодействует с раскалённой средой, и это наиболее уязвимая часть всей системы. Главная неисправность – разгерметизация клапана. Система может работать как под управлением электрики (в основном автомобили GM) так и пневматики (большинство марок машин).

В том случае, когда клапан открывается при помощи электрики, то это происходит в результате показаний специального датчика, передающего сигнал непосредственно на двигатель. Следующий способ, который отвечает за работу клапана — электропневматический.

  1. Соленоид ЕГР. Он находится в системе, где управление клапаном происходит при помощи пневматики. Главная неисправность остаётся такой же – разгерметизация.
  2. Датчик положения открытия клапана ЕГР. Иногда происходит так, что они выходят из строя, но в этом случае только загорается лампа на панели приборов, сигнализирующая о неисправной работе двигателя. Других последствий нет.

Различные системы могут иметь разный набор составляющих элементов, но основной это клапан ЕГР. Давайте посмотрим, как все эти поломки могут сказаться на работе двигателя автомобиля.

Выше было сказано, что главная неисправность это разгерметизация, в результате чего происходит неконтролируемый подсос воздушных масс во впускной коллектор.

Как следствие, это может привести к тому, что:

  • Двигатель с расходомером воздуха – топливо становится беднее, из-за присутствия дополнительного кислорода.
  • Двигатель с датчиком давления – топливо будет дополнительно обогащено из-за того что увеличиться давление во впускном коллекторе.
  • Те двигатели, которые используют оба этих способа по контролю за уровнем кислорода, будут иметь резкое обогащение топливной смеси на холостых оборотах и обеднение при других режимах работы двигателя.

Во всех случаях, когда уровень кислорода становится меньше в воздухе, который поступает в двигатель, оказывается нарушено воспламенение топлива в цилиндрах двигателя. Можно сказать, что зависимость тут довольно сложная и, в виду этого, выход из строя системы ЕГР довольно сложный и на разных марках машин она может проявиться по-разному.

Теперь поговорим о том, как топливная система будет влиять на поломку клапана ЕГР, если вы не примите решение заглушить систему. У каждого блока управления существует специальное программное обеспечение, которое уравновешивает частоту холостых оборотов, и качество топлива в автомобиле. При этом уровень открытия или закрытия механизма, который регулирует холостой ход, а также длительность впрыска, имеют конкретный показатель. Когда блок управления уравновесит холостой ход на разных режимах работы, то с качеством топливной смеси он не совладает.

Это происходит от того, что когда водитель нажимает на педаль «газа», то возрастает давление в выпускном коллекторе отработанных газов, проникающих во впускной коллектор, увеличивается. Это может привести к ухудшению динамики разгона автомобиля и неустойчивой работе двигателя автомобиля. Затем картина поменяется. Когда раскалённые газы смешиваются с масляными испарениями в коллекторе, то это может привести к тому, что будет скапливаться больше нагара внутри коллектора, на впускных клапанах, загрязняются наружные части форсунок и появляется копоть на контактах свечей зажигания. Из-за этого станет более затруднительным пуск двигателя, плохая работа на холостых оборотах, будут проявляться дёрганье автомобиля и неровная работа двигателя. А если резко нажать на педаль «газа», то появятся вспышки во впускном коллекторе. Чтобы этого избежать – необходима своевременная чистка всех этих элементов, а в экстренном случае можно заглушить её.

Рециркуляция отработавших газов: клапан ЕГР

Главным элементом системы рециркуляции отработавших газов выступает клапан EGR. На указанном клапане основана вся система. Именно клапан ЕГР является решением, которое позволяет определенной части отработавших газов попадать обратно во впускной коллектор, где они далее снова перемешиваются с очередной порцией поступившего во впуск воздуха.

Чем больше кислорода оказывается в камере сгорания, тем большей получается температура горения топливно-воздушной смеси. Добавление части отработавших газов в состав смеси означает принудительное уменьшение количества кислорода. Так достигается снижение температуры сгорания рабочей смеси в камере. Меньшее количество кислорода означает менее интенсивное взаимодействие с азотом, что и снижает в итоге количество оксидов азота в выхлопе.

Клапан EGR дизельного или бензинового двигателя работает не одинаково, что зависит от особенностей конкретного типа ДВС. Дизельный двигатель имеет клапан ЕГР, который открывается в режиме холостого хода, ограничивая вдвое впуск свежей порции воздуха. С увеличением нагрузки на двигатель EGR пропускает меньшее количество отработанных газов во впуск, а в моменты пиковых нагрузок клапан полностью закрыт. Данный клапан закрывается также в режиме прогрева дизельного двигателя. Что касается бензиновых ДВС, клапан EGR закрыт на холостом ходу, а также во время выхода двигателя на максимальный крутящий момент. Если нагрузка на мотор низкая или средняя, тогда клапан обеспечивает всего до 10% впуска воздуха.

Системы рециркуляции работают по принципу замкнутого контура, а сам клапан EGR может управляться:

  • электрическим контроллером;
  • электропневматическим способом;

Для первого решения система опирается на данные, которые поступают от датчика положения в контроллер ДВС. Именно контроллер посылает управляющий сигнал на клапан. Во втором случае регулировка работы клапана ЕГР происходит на основании показаний от датчика давления во впускном коллекторе, датчика массового расхода воздуха и датчика температуры воздуха на впуске.

Встречаются конструкции двигателей, которые подразумевают улучшенное охлаждение отработавших газов в процессе работы системы рециркуляции. Клапан EGR в таких конструкциях интегрируют в систему охлаждения двигателя. Система становится более сложной, но уровень оксидов азота уменьшается еще более эффективно.

По зваерениям производителей, система рециркуляции отработавших газов имеет определенный ряд преимуществ в процессе эксплуатации ДВС. Для моторов на бензине плюсами ЕГР становится меньший перепад давления в области дроссельной заслонки. Сниженная температура горения уменьшает детонацию, позволяя установить ранее зажигание для повышения моментной характеристики двигателя. Дизельный мотор с ЕГР работает мягче и тише в режиме холостого хода, так как меньшее содержание кислорода приводит к понижению давления в момент сгорания топливно-воздушной смеси.

Типы конструкций EGR

Хотя принцип работы всех систем одинаков, их конструктивное исполнение отличается большим разнообразием. В любой системе EGR главной деталью является клапан. Отличия состоят в способе управления его работой и, соответственно, составе элементов. Впервые EGR появились на американских автомобилях еще в начале 70-х годов прошлого века. Они были пневмомеханическими, то есть управлялись только разряжением впускного коллектора. Как и любая механическая система, она не отличалась высокой точностью работы. С внедрением электронных систем управления двигателем EGR стали электропневматическими (Euro-2 и -3), а в дальнейшем появились и полностью электронные (Euro-4 и -5).

Клапан EGR может устанавливаться на впускном коллекторе, во всасывающем тракте, или непосредственно на блок дроссельных заслонок. Так как в дизельных двигателях система EGR перепускает большее количество отработанных газов, то и клапаны в таких системах имеют перепускное отверстие большего диаметра по сравнению с бензиновыми. В некоторых дизелях, особенно турбированных, давление на впуске может превышать давление на выпуске, что делает невозможным рециркуляцию выхлопных газов. В таких случаях для создания необходимого пониженного давления во впускной трубопровод устанавливаются регулирующие (вихревые) заслонки.

В пневмомеханических системах клапан удерживается в закрытом состоянии пружиной. При подаче разрежения в вакуумную полость мембрана преодолевает сопротивление пружины и открывает клапан. Выхлопные газы по каналу проходят в задроссельную зону впускного коллектора. Патрубок клапана EGR подключается к впускному коллектору в области дроссельной заслонки. На холостых оборотах и при торможении дроссельная заслонка закрыта, разрежение над заслонкой практически отсутствует, клапан EGR закрыт. При средних нагрузках двигателя дроссельная заслонка приоткрыта, и так как под ней возникает разрежение, то клапан EGR открывается. При полной мощности дроссельная заслонка открыта, разрежение в области дроссельной заслонки слабое, клапан EGR будет закрыт.

EGR с MAP датчиком

EGR с DPFE датчиком

EGR с датчиком положения клапана

Электропневматическая EGR

EGR с датчиком температуры выхлопных газов

В электропневматических системах EGR работой клапана управляет контроллер двигателя на основании показаний датчиков. В зависимости от того, какой датчик является основным, различают четыре типа систем:

  • с датчиком противодавления выхлопных газов;
  • с датчиком температуры выхлопных газов;
  • с датчиком положения клапана EGR;
  • с датчиком давления на впуске МАР (либо датчиком массового расхода воздуха МАF) вместе с датчиком кислорода (лямбда – зондом).

Кроме того, используются и другие датчики системы управления двигателем, например: датчик положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости и др. На разных двигателях состав датчиков может меняться. ЭБУ в нужные моменты подает управляющие сигналы на электроклапан, который подключает или отключает источник разрежения к пневмоклапану EGR, Электроклапан имеет только два положения: открыт и закрыт. В более совершенных системах используется электропневматический преобразователь, который обеспечивает плавное регулирование степени рециркуляции. Для создания разряжения в некоторых конструкциях EGR может использоваться вакуумный насос.

В электронных системах EGR управление клапаном осуществляет непосредственно блок управления двигателем без использования вакуума. Существует две основные конструкции цифровых клапанов EGR: с тремя или двумя разновеликими отверстиями. Отверстия закрываются соленоидами в разных комбинациях. При трех отверстиях можно получить 7 различных уровней рециркуляции, при двух отверстиях – три уровня. Еще более совершенным является клапан, степень открытия которого определяет ЭБУ через шаговый электродвигатель. Таким образом, получается плавное регулирование потока выхлопных газов.

На некоторых двигателях в системе EGR применяется дополнительное охлаждение газов. Для этого клапан рециркуляции включается в штатную систему охлаждения. Такая мера позволяет еще больше снизить выброс оксидов азота.

Как очистить клапан?

Сухой способ


Своевременное очищение помогает повысить эффективность работы двигателя. Чтобы устранить отложения, которые накапливаются на поверхности запчасти, нужно взять молоток с мягким бойком и несильно постучать. Потом вытряхнуть появившийся мусор. Затем зачистить соприкасаемые площади клапана и впускающего трубопровода при помощи насадки из проволоки. После этого отжать диафрагму и заглянуть внутрь для проверки чистоты рабочей поверхности. Если есть потребность, деталь еще раз обстукивают. Когда процедура окончена, взяв маленькую отвертку, чистят выпускающее отверстие. Маленький мусор удаляют продувкой. Во впускном трубопроводе нужно чистить, также впускное отверстие.

Мокрая техника

Отсоединив ЕГР от клемм аккумулятора, устройство нужно замочить в жидкости для промывки карбюратора. Канал коллектора замыть пенным очистителем в течение 5—10 мин. кратностью — до 5-ти раз. Отмоченный клапан разобрать и прочистить притирочной пастой, затем вымываются остатки грязи и чистящего средства с накипью. Осуществить проверку на герметичность керосином. Для этого жидкость налить в одно отделение, подождать 5 мин. Если вещество не вытекло в другой отсек, не появились мокрые пятна. Если все в порядке, клапан герметичен

Важно — сборка системы осуществляется в обратной последовательности